Бой между Эцелем и ЦАХАЛем в Тель-Авиве

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Бой Эцелея с ЦАХАЛем в Тель-Авиве

Военный конфликт


Конфликт
Война против Иргуна и Лехи
Дата
22 июня 1948 года
Место
Израиль
Итог
Победа Временного правительства
Стороны
Командующие
Силы
неизвестно
неизвестно
Потери
10 убитых
1 убитый

Бой между Эцелем и ЦАХАЛем в Тель-Авиве — события июня 1948 года в Израиле, когда происходили столкновения между Армией обороны Израиля и Иргуна (Эцель)[1].

Ход событий[править]

Во время конфликта вокруг «Альталены», то есть сил Эцеля во главе с Менахемом Бегином против Армии обороны Израиля во главе с Давидом Бен-Гурионом, корабль «Альталена» 21 июня 1948 года причалила у поселения Кфар-Виткин.

Затем, «Альталена», которой управлял капитан Монро Фейн, перешёл в Тель-Авив, куда добрался 22 июня 1948 года.

Единственной частью верной Бен-Гуриону в Тель-Авиве в это время был штаб Пальмаха, где не было даже гарнизона, а только горстка административных работников. Вскоре эцельники попытались начать разгрузку оружия. В 01:30 ночи 22 июня 1948 года, с корабля отплыла лодка с оружием, но после того как по ней было дано несколько выстрелов, повернула назад.

Утром начали прибывать части Армии обороны Израиля. Блокада набережной осуществлял батальон ополчения «Кирьяти», который, не пройдя идеологическую школу «Пальмах», не испытывал никакого желания стрелять в евреев и прямо отказался делать это, когда в 10 часов утра появилась вторая лодка и к ним поступил соответствующий приказ. на ней Эта моторная лодка вышла в 10 часов. Эцельники беспрепятственно высадились с лодки (11 человек, включая 2 раненых, с противотанковым гранатомётом «пиат» и 30 винтовками) и заняли позиции вокруг штаба «Пальмах»», начав его осаду.

Бен-Гурион в это время спал, получив ложное сообщение, что «Альталена» сдалась военному кораблю. Проснувшись утром и узнав правду, он спешно созвал совещание кабинета. Правые и центристы в кабинете настаивали на мирном разрешении вопроса путём переговоров, левые требовали уничтожения «Альталены». К ним присоединился и сам Бен-Гурион. В ярости, Бен-Гурион обвинил Эцель в попытке государственного переворота и указал сторонникам компромисса на то, что Эцель его совершает в момент, когда идёт война, и арабские армии оккупируют значительную часть Израиля.

Под влиянием Бен-Гуриона, правительство отвергло предложение создать комиссию для переговоров с «Альталеной» и постановило предъявить ей ультиматум о безусловном разоружении, после чего Бен-Гурион приказал конфисковать оружие без принятия каких-либо условий со стороны Эцель, а в случае неподчинения открыть огонь.

Бен-Гурион отверг все варианты относительно бескровного захвата судна (например, забросав его дымовыми шашками), заявив, что только в случае уничтожением оружия на Альталене «удастся предотвратить гражданскую войну». Как считает Ури Мильштейн, Бен-Гурион сознательно шёл на обострение конфликта с целью политически уничтожить Бегина; при этом его не останавливал даже тот факт, что под угрозу ставится огромное количество оружия, которое было жизненно необходимо еврейскому государству и которое должно было достаться в основном Армии обороны Израиля.

Командиры Хаганы, в их числе и Цви Орбах, обращались через мегафон к «Альталене». Оттуда отвечали через мегафон угрозами применить оружие и призывали продолжать сопротивление.

Около 10:30 в штаб Пальмаха прибыл один из его бывших офицеров Ицхак Рабин, который в это время служил в штабе Армии обороны Израиля и был занят планированием операции Дани, и был не в курсе происходившего, а пришёл потому, что беспокоился за работавшую свою невесту Лею. Так как он оказался старшим по званию, то взял командование обороной здания на себя. Рабин действовал решительно: он лично бросал гранаты в атаковавших «эцельников» из окна гостиницы.

Тем временем, на набережной Герберта Самюэля собиралась жителей Тел-Авива. Делались попытки прорваться к «Альталене». Многих возмущала готовность Бен-Гуриона бессмысленно уничтожить громадные запасы остро необходимого оружия, в том числе тяжёлого:

Годами мы тренировались на каком-нибудь старом маузере, на задание мы шли с наганом и тремя патронами. А тут мы привезли на нашем корабле 8000 винтовок, броневики, пулеметы, пушки, пиаты (противотанковые гранатомёты) и миллионы патронов. В Яффо у нас не было патронов. Мы экономили, взвешивали каждый выстрел. А тут миллионы патронов. Ты представляешь, что они чувствовали? Они шли на задание, получали раны, погибали или оставались калеками, чтобы добыть пару задрипанных пистолетов. И месяц за месяцем бедняки из квартала ha Тиквы или квартала Шапира давали нам деньги, у них самих порой не было крыши над головой, но они давали деньги на покупку оружия. А тут целый корабль, оружие и патроны без числа. Они шли теперь к морю, не понимая, что это глупость, что нет надежды.

Амихаи Паглин, который был начальником оперативного штаба Бегина, вспоминал, что он и другой лидер Эцеля, Бецалель Стольницкий, в тот момент собирались «сбросить Бен-Гуриона». По словам Паглина, они были готовы «если потребуется, изничтожить (wipe out) Бен-Гуриона, и его кабинет». Но в целом, никакого плана действий у Иргуна не было, хотя в какой-то момент обозначился явный перевес сил Иргун над силами Бен-Гуриона.

Операцией против «Альталены» командовал некий Бен-Галь (явно, не Авигдор Бен-Галь), но он действовал не решительно, хотя имел батарею из четырех орудий калибром 68 мм. Бен Галь должен был «очистить» весь район от журналистов и «без предупреждения открывать огонь по всем, кто так или иначе попытается помочь противнику». Имели место многочисленные отказы выполнять приказ.

На берегу была рассыпана транспортная рота под командованием Моше Керена. Цви Орбах приказал ему открыть пулемётный огонь по лодке. Расчёты отказались выполнить приказ. Орбах приказал Керену расстрелять «мятежников». Керен ответил: «Ни за что!» Орбах пригрозил ему военным судом и лично отдал приказ пулемётчикам. И снова они отказались стрелять в евреев.

Около часа дня его сменил бригадный генерал Игаль Алон, бывший командир Пальмаха. Общее руководство операцией осуществлял начальник оперативного отдела Армии обороны Израиля Игаэль Ядин, который исполнял в это время обязанности начальника генерального штаба из-за болезни Яакова Дори.

17:00 начался обстрел «Альталены». Корабль капитулировал.

По спасающимся с горящего корабля людям бен-гурионовцы открывали огонь. Двое бывших британских офицеров, Адольф Файнгольд и Песах Мицковский, свидетели событий, опубликовали открытое письмо:

В качестве командиров англо-американской группы, которая прибыла в Израиль для того, чтобы присоединиться к еврейской армии без политических пристрастий и как бывшие офицеры, прошедшие недавнюю мировую войну, мы требуем немедленного военного расследования для обнаружения офицера, отдавшего приказ об открытии огня по людям, пытавшимся вплавь достичь берега, спасая свои жизни.

Как свидетельствует Зеев Гейзель, Ицхак Рабин отдал приказ стрелять по плывущим[2].

Самого Бегина вытащил из моря ветеран Эцеля Йоси Нахмиас[3].

Бегин категорически запретил своим людям выступать против еврейского руководства и начинать гражданскую войну, при этом заявив, что ему было бы достаточно «лишь пошевелить пальцем», чтобы уничтожить Бен-Гуриона. Во взволнованной речи, переданной после боя радиостанцией Эцела, Бегин призвал своих сторонников во что бы то ни стало избежать братоубийства.

В гавани Тель-Авива царила анархия. Возмущённые тель-авивцы и «эцельники» окружили штаб ВМС Израиля, и в какой-то момент в штабе стали бояться, что туда ворвется толпа. Благодаря этой неразберихе, лидеры Эцеля благополучно скрылись. С прибытием частей Армии обороны Израиля, перевес в силах в Тель-Авиве перешёл к правительственным войскам. Был дан приказ провести операцию по восстановлению порядка в городе и разоружению мятежников, и бои переместились в направлении южного Тель-Авива, к штабу Эцель в районе больницы Фройд (ныне около центра Сюзан де-Ляль).

Ночью на 24 июня, когда штаб Эцель был осажден, пришёл приказ на отмену операции, поскольку был достигнут компромисс.

Всего в результате боя в Тель-Авиве погиб 1 солдат Армии обороны Израиля и 10 бойцов Эцель.

См. также[править]

Источники[править]