Участие Израиля в войне в Персидском заливе

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Участие Израиля в войне в Персидском заливе

Военный конфликт
Iraqiscud-525x342.jpg
Ракета «Скад», упавшая на Израиль
Конфликт
Арабо-Израильские войны
Дата
2 августа 199028 февраля 1991 года
Место
Израиль, Ирак
Итог
Победа Израиля
Стороны
Командующие
Силы
ПВО (ЗРК «Пэтриот»),
спецназ
удар 39 ракет «Скад» по Израилю
Потери
4 убитых,
300 раненых
неизвестное количество людей,
несколько установок «Скад»,
несколько радаров
Израильский снайпер
Израильские спецназовцы грузятся в вертолёт без опознавательных знаков
Десантники погружаются в вертолёт в Самарии
Иракский ракетный налёт на Тель-Авив
«Пэтриот» VS «Скад»

Участие Израиля в войне в Персидском заливе — Израиль в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, одна из Арабо-Израильских войн.

Предыстория[править]

Начиная с багдадского еврейского погрома 1941 года и Войны за Независимость, Ирак и еврейское государство находились в состоянии конфликта, в том числе и вооружённого.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов Ирак получил от СССР партию советских баллистических ракет «Р-17» (по классификации НАТО — «SS-1b» и «Scud-B») с дальностью действия до 300 км[1].

Ночью 2 августа 1990 года Ирак (при поддержке палестинцев) вторгся в Кувейт, который он считал своей провинцией. 17 января 1991 года против Ирака начали войну международные силы, главным образом НАТО, США, Саудовская Аравия и т. д.

Иракский лидер Саддам Хусейн решил в «ответ» ударить по Израилю баллистическими ракетами типа «Скад».

Саддам Хусейн рассчитывал при этом, во-первых, спровоцировать открытое вмешательство Израиля в войну, что вызвало бы раскол международной коалиции, так как арабские страны были против участия Израиля (арабские и мусульманские страны грозили выйти из коалиции в случае принятия в неё Израиля), во-вторых желая тем самым уязвить США как главного союзника Израиля, в третьих, обеспечить себе поддержку «арабской улицы»[2].

Ход войны[править]

Начиная с вторжения иракской армии в Кувейт 2 августа 1990 года, спецслужбы Израиля, например израильская военная разведка АМАН и внешняя разведка Моссад начали сбор информации для изучения угрозы Израилю[3].

Осенью 1990 года началось внедрение дополнительных израильских агентов в арабские государства Персидского Залива. Одновременно, бойцы из подразделения № 269 — Саерет Маткаль (разведка Генштаба) были высажены в западном Ираке для получения тактической информации о передвижениях иракских войск. Спецназовцы были доставлены на вертолётах без опознавательных знаков через территорию Иордании[3].

Израильские бойцы были высажены в районе восточнее иорданской границы, недалеко от шоссе Амман-Багдад, где находится одна из крупнейших иракских авиабаз — Н-3. Главной задачей спецназовцев на этом этапе было скрытное наблюдение за противником, без боевого контакта[3].

16 января 1991 года, через 24 часа после истечения ультиматума ООН, авиация союзников начала массированные бомбардировки Ирака. Уже на следующую ночь,17 января иракцы выпустили первые 8 ракет «Аль-Хуссейн» (модификацию советского «Скада» собственного производства с увеличенной дальностью) по Тель-Авиву и Хайфе[3].

Армия Обороны Израиля, которая уже находилась в состоянии боевой готовности, немедленно получила приказ начать операцию возмездия по заранее разработанному детальному плану[3].

Израильские спецназовцы уже садились на вертолёты на аэродроме в Самарии, когда США отказались предоставить ВВС Израиля коды определения «свой-чужой», что грозило воздушными боями между израильскими истребителями (которые к тому моменту уже были в воздухе) и ВВС коалиции над Ираком. В результате, премьер-министр Израиля Ицхак Шамир принял решение не атаковать Ирак[3].

Взамен на неучастие, американцы пообещали дать кредиты на приём массовой репатриации евреев из СССР и увеличить поставки оружия. Позднее, Израиль действительно получил кредиты и оружие, но американцы в свою очередь использовали это для давления на правительство Шамира, чтобы Израиль участвовал в Мадридской конференции, которая положила начало так называемому «мирному процессу» между Израилем и палестинцами[3].

Тем не менее, хотя полномасштабная операция возмездия Ираку со стороны Израиля была отменена, с американцами была достигнута договоренность, что Израиль сможет провести ограниченную операцию против иракских «Скадов». Было решено что израильские спецназовцы высадится в «зоне ответственности» американских специальных сил[3].

Задействованные в войне израильские спецназовцы переоделись в форму французского Иностранного Легиона и имели при себе иностранные документы. Для передвижения использовались перекрашенные в пустынный камуфляж джипы «Ленд Ровер» (в тот момент официально на вооружении израильской армии не состоявшие) без опознавательных знаков, на которых были установлены ПТРК и модифицированные для пустынных условий шведские «внедорожные» мотоциклы «Хускварна»[3].

Еврейские солдаты вместе со всем оборудованием, машинами и припасами были доставлены в район, где иракцы развернули свои мобильные «Скады» — севернее шоссе Амман-Багдад, известный как "бульвар «Скадов» — на тяжелых транспортных вертолётах «CH-53 Си Стельен» («Ясъур»), через иорданскую территорию. На протяжении операции было совершено несколько рейсов, для пополнения боеприпасов, питания и эвакуации раненых[3].

Эти челночные рейсы были очень опасны, не только из-за иракцев, но и из-за того, что ВВС коалиции не были осведомлены об этих перебросках, и израильские вертолеты постоянно подвергались опасности быть обнаруженными и принятыми за иракские. В одном случае американский истребитель чуть не сбил вертолёт, несущий израильских спецназовцев[3].

Главной целью израильской операции было обнаружение и уничтожение мобильных пусковых установок «Скад», которые Ирак применял для обстрелов израильских городов. Каждая такая мобильная группа состояла из трёх машин — собственно ПУ «Скада», грузовика «ЗИЛ» с охраной и джипа «Ленд Ровер», в котором ехал офицер — командир группы[3].

Все операции израильтяне проводили исключительно ночью, — днём солдаты отдыхали в какой-нибудь пещере или овраге. Темнота не только давала преимущество израильским спецназовцам с приборами ночного виденья, но и уменьшала шансы обнаружения — как местными жителями, так и авиацией сил коалиции[3].

Оперативная группа была собрана из нескольких спецподразделений АОИ[3]:

  • Саерет Маткаль — бойцы этого подразделения, находились на месте уже несколько месяцев и были знакомы с местностью. Их роль осталась практически неизменной — сбор разведданых, без вступления в контакт с противником. Именно они должны были искать пусковые установки «Скадов», а при обнаружении вызывать «ударную» группу состоящую из двух других подразделений, Шальдаг и Маглан.
  • Саерет Шальдаг («Пеликан») — подразделение командования специальных сил ВВС, в задачи которого входит целеуказание для ВВС в тылу противника. Они уже были в Ираке в 1981 году, когда осуществляли указание для израильских «F-16» бомбивших ядерный реактор в Осираке. На этот раз их задачей было наведение и лазерная подсветка целей для расчётов ПТРК из Маглан.
  • Саерет Маглан («Ибис») — специальное десантное противотанковое подразделение 85-й дивизии, имеет на вооружении самые современные и как правило засекреченые ПТРК. Именно они занимались уничтожением пусковых установок, используя свои ПТУР с лазерным наведением. Радиус действия ПТРК, которыми вооружен Маглан, позволяет им производить запуск ракеты с достаточно большого расстояния (чтобы несущий ракеты джип не был обнаружен охраной ПУ «Скада»), и эти ракеты наводились на цель замаскированными наводчиками из Шальдаг.
  • Несколько групп из спецподразделений РЭБ.
  • Команда из спасательного подразделения ВВС (подразделение № 669).

Действия групп оказались достаточно эффективными. Применение дальнобойных ПТРК позволило основным силам в большей части случаев оставаться скрытыми, на большой дальности от целей. Таким образом, риск обнаружения был значительно снижен[3].

Не всегда удавалось уничтожить цель издалека, были и прямые столкновения с иракцами. Так, в одном бою пусковой расчёт «Скада» припарковался прямо над ущельем, в котором израильтяне отдыхали после ночной операции. Спецназовцы атаковали расчёт и уничтожили его, в бою были ранены несколько израильских солдат, но серьёзных потерь иракцы нанести не сумели[3].

Операция израильского спецназа завершилась успешно. В отличии от специальных сил коалиции, как например английских «САС» или американских «Дельта» (которые действовали параллельно в других районах), израильский спецназ был гораздо лучше подготовлен к боевым действиям в пустыне. Даже несмотря на то, что это была иракская пустыня, разницы с привычными условиями в израильском Негеве практически отсутствует. Англичане, например, даже не захватили с собой теплой одежды — они не знали, что в пустыне по ночам становится холодно[3].

В ходе боевых действий израильтяне успешно уничтожили несколько пусковых установок «Скадов», радаров и постов противника. Спецназ АОИ не только не понёс потерь убитыми — несколько солдат были ранены и эвакуированы, но никто не погиб — бойцы Саерет Маткаль, действовавшие на местности в течении нескольких месяцев, даже не были обнаружены местным населением, опять таки в отличии от подразделений коалиции. Кроме того, были собранные ценные разведданные об иракских военных базах в районе, передвижении мобильных пусковых установок, возможностях иракцев в целом. Эти данные использовались как во время войны так и позднее[3].

За несколько часов до окончания боевых действий, все спецназовцы были вывезены из Ирака на вертолётах через Иорданию[3].

В самом Израиле для противодействия «Скадам» применялись ЗРК «Пэтриот». Первые две батареи ЗРК «Пэтриот» Израиль получил из состава Армии США к началу войны 1991 года. В ходе этой войны они действовали с совместными американо-израильскими расчётами (кроме того, в Израиле временно находились 4 американских и 1 голландская батареи; было выпущено не менее 36 ракет)[4].

22 января иракского радио сообщило о том, что Израиль атаковал Ирак.

24 января над Израилем вроде бы был сбит иракский «Скад»[5].

Последний «Скад» взорвался 25 января, за три дня до капитуляции Саддама Хусейна.

Израильтяне опасались применения Ираком химического оружия, населению были выданы противогазы, проводились другие мероприятия по защите населения[6].

Всего Ирак запустил по Израилю 39 ракет «Скад» (самые мощные обстрелы — 17, 19 и 22 января).[7], большинство из них упали в черте городе или в окрестностях Тель-Авива[8].

Итог[править]

Таким образом, несмотря на противодействие спецназа и сил ПВО, иракцам удалось нанести ракетный удар по израильским городам — Рамат-Гану, Тель-Авиву и Хайфе.

От ударов баллистических ракет «Скад» израильские потери составили 4 убитых и 300 раненых[9]. По другим данным, было разрушено более 4095−9000 квартир, погиб 1 человек, ещё несколько скончались от сердечных приступов во время объявления воздушной тревоги, 300 человек получили лёгкие ранения[10].

Источники[править]