Евреи в биологии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ханс Кребс, первооткрыватель цикла трикарбоновых кислот.

Евреи в биологии — занятие евреев биологическими науками[1].

Библейская эпоха[править]

Взгляды древних израильтян на жизнь носили религиозный или практический (опасный/безопасный, съедобный/несъедобный и т. д., например мыши/крысы приносили тяжёлый вред[2]), а не научный характер. Жизнь, по их мнению, была создана Богом за небольшой промежуток времени. Примитивная классификация Библии разделяла всех животных на три группы по месту обитания: животные земли, птицы небесные и животные водяные. Врачи у израильтян появляются очень рано[3].

Простыми и примитивными были и познания в физиологии и примитивной медицине, перемешанной с суевериями и знахарством; болезни считались наказанием за грехи. Часто делались ложные выводы. Например, эпидемия, охватившая израильтян после массового увлечения их дочерьми моабитян[4]. была неверно истолкована как наказание Бога за впадение в язычество, в то время как истинной причиной была венерическая болезнь.

Но наряду с религиозной трактовкой, имелась интуитивная, основанная на наблюдении и опыте. Так, зарзные болезни носят в Библии название «Nega», נגע (от глагола נגע — прикасаться). Ещё яснее это на примере закона об изоляции прокаженных, מצודעים, и гноеточивых, זנים[5] и в законе ο гноеточивом[6], где речь идёт ο гонорее. Следует заметить, что греческое название этой болезни gonorrhoe указывает, что древние греки смешивали гноетечение с семятечением, в то время как еврейские законоучители очень рано различали эти явления[7], и вообще древние евреи часто страдали от венерических болезней; существовало даже предание, что пленённые евреи заразили своих вавилонских любовниц этими болезнями, и узнав об этом вавилоняне перебили многих еврейских молодых мужчин. Таким образом, древние евреи опытным путём осознавали заразность ряда болезней.

Царю Соломону приписывают интерес к животным и даже знания языков животных. Известно, что он ввозил из заморских стран диковинных зверей и птиц, и как утверждает позднейшая традиция, они жили в клетках на построенном им ипподроме.

Эпоха Второго храма и Талмуда[править]

Хасмонейское царство и царство Иродиадов в научном плане продвинулось далеко вперёд Библии. Так, по поводу распространения некой инфекции под названием «раатан», דאתן, возможно лепры, сообщается, что р. Меир (таннай II века) избегал употреблять в пищу продукты, купленные в переулке, отведенном для этого рода больных; другой таннай, р. Иосе, опасался стоять вблизи таких больных по направлению ветра, а p. Иоханан (аморай III века) приказал провозгласить в синагогах: «Остерегайтесь мух, сидевших на одержимых раатаном»[8]. Таким образом, законоучителям не только была ясна заразность болезни, но и осознаётся эпидемиологическая опасность мух.

Осознавали мудрецы и явление наследственности. Р. Гамлиил Старший (I век) наблюдал в Иерусалиме семейство «Дуркети», все женские члены которого были лишены менструальной крови[9]. Аморай начала III века р. Симон бен-Лакиш считал, что если оба родителя, отец и мать, обладают каким-либо общим свойством, то последнее может проявиться у потомства в уродливых размерах[10]. Вавилонский аморай Равва советует, при желании жениться, прежде всего справляться ο характере братьев невесты, чтобы предугадать какое будет потомство[11]. Равва советует не жениться на женщине из семейства эпилептиков или из семейства прокажённых. На мысль о передаче женщинами гемофилии навели Равву происшедшие в Академии прения по вопросу обрезания. Талмуд освобождает детей гемофиликов от этой операции.

Сведения Талмуда о животных продвинулись вперёд, терминология существенно расшрилась, особенно в систематической части. Животный мир носит в Талмуде различные названия: חי‎, «живое»[12], נפש‎ «одушевленное»[13], но чаще всего употребляется название בעלי חיים‎ («обладатели жизнью»)[14]. У животных, как и у человека, различаются особи мужские — זכר‎, женские — נקבה‎, бесполые существа טומטום‎ и гермафродиты אנדרוגינום‎[15].

Из кишечнополостных и других примитивных животных Талмуд знает губок, гидру, кораллы. Черви названы там «кишащие»[16], при этом, были известны некоторые гельминты.

Традиционно для евреев, как и для жителей Ханаана вообще, были важны моллюски. Жемчуг упоминается часто, нередко встречающееся выражение «драгоценные камни и жемчуг». Чтобы их добыть ныряли на раковинами жемужниц: «Ты нырнул в пучину моря и извлек лишь черепок»[17]. Добыча пурпурницы составляло важную отрасль промышленности[18]‎. Известны были Талмуду и другие виды улиток; обыкновенная садовая улитка[19]‎, виноградная улитка[20]. Упоминаются и каракатицы.

Из насекомых Талмуд чаще говорит о насекомых, особенно о жуках[21] и других практически важных их группах, а также о вызывающих любопытство оса, шершнях[22] и муравьях[23]. Из ракообразных упомянут обыкновенный речной рак. Интересно отметить знакомство Талмуда с китовыми вшами[24]. Из паукообразных чаще сообщается об опасных скорпионах[25] и пауках[26], имеется также указание на многоножку[27], о которой Раши говорит, что «ее называли стоножкой». Для класса насекомых общим названием служит слово שרץ‎. Среди них различали «земных», שרץ ארץ‎, «водяных», שרץ מים‎, и «крылатых», שרץ עוף‎[28].

Рыбы имели несколько общих названий: דג‎, כוורא‎[29], נון‎[30]. Земноводные и рептилии объединялись в группу רחש‎, רמשים‎, שקצים‎ и др. Птицы считались отдельной группой.

О финиковой пальме было известно, что существуют мужские и женские деревья и что осеменение предшествует плодоношению. Несмотря на отсутствие верных сведений о пути размножения растений, но был хорошо известен срок между цветением и плодоношением.

Довольно точно была известна длительность беременности у домашнего скота.

Длительность беременности у человека была определена довольно правильно в 271—273 дня[31].

До известной степени отвергается идея самозарождения, — человек «не может родиться не от женщины, и не может женщина забеременеть не от мужчины»[32].

Рабби Иехуда считал, что у верблюда хвост короткий, потому что так ему удобнее пастись среди колючек, а у вола хвост длинный, так как это помогает ему отмахиваться от комаров[33].

В городах приписывалось иметь сад[34][35]. Не разрешалось располагать свалки, дубильни и кладбища ближе чем в 50 локтях (около 25 метров) от крайнего дома в поселении, дубильные мастерские следовало устраивать к востоку от города, так как восточные ветры более редки[36].

В римской эпохе относится появление первых евреев-врачей, известных по имени и оставивших труды, таких как Адамантий.

Средние века[править]

Авраам Ибн Эзра написал книгу «Сефер ха-‘ацамим» («Книга сущностей»), в которой имеется глава о животных.

Авраам Ибн Дауд включил в свой труд «Эмуна рама» («Возвышенная вера») рассуждение о чувствах животных. В своей трактовке сенсорных функций, нервов и отношения мозга к органам чувств он в основном следовал Галену.

Гершон бен Шломо из Арля в своей энциклопедии «Ша‘ар ха-шамаим» («Врата небес», 1280 год), в её 1-й части приводит трактаты о растениях, четвероногих, птицах, насекомых, пауках, рыбах и об анатомии человека.

Было немало врачей-евреев, например Маймонид.

Аматус Лузитанский занимался физиологией и ботаникой, как во многом и Кристобаль Акоста и Гарсия де Орта. Мигель Сервет описал малый круг кровообращения.

Затем, ввиду не допуска евреев в университеты, они длительное время не играли никакой роли в биологии.

Первым евреем, внесшим ощутимый вклад в развитие биологии Нового времени, был Маркус Элиэзер Блох (1723—1799), врач, занимавшийся зоологией. Он опубликовал ряд работ о строении тела, привычках и экономическом значении рыб Германии.

Современность[править]

В XIX веке в Европе вузы стали открывать свои двери и для евреев.

Появилась плеяда евреев-учёных в Германии: Роберт Ремак стал одним из основателей эмбриологии; он создал термины для трёх оболочек плода (эктодерма, мезодерма, эндодерма), открыл немиелиновые нервные волокна и симпатический ганглий сердца. Фридрих Густав Яков Генле описал ряд гистологических структур и стал одним из основоположников современной гистологии. Фердинанд Кон установил идентичность протоплазмы растительных и животных клеток, стал одним из основателей бактериологии и создал систему морфологической и биохимической классификации. Натаниэль Прингсгейм внёс заметный вклад в изучение водорослей; он применил к ним концепцию чередования поколений и продемонстрировал феномен полового размножения изогаметами — мужскими и женскими половыми клетками, почти не отличающимися друг от друга. Юлиус фон Сакс стал одним из создателей экспериментальных методов в ботанике, он выявил, что крахмал является продуктом биосинтеза и доказал, что для синтеза хлорофилла необходим свет и что сам фотосинтез происходит в хлоропластах. Эдвард Страсбургер, один из создателей цитологии, установил факт соответствия жизненного цикла высших и низших растений, открыл митоз и расщипление хромосом в его ходе у растений, доказал слияние ядер мужской и женской клеток при оплодотворении у растений. Леопольд Ауэрбах показал, что оплодотворение предполагает вклад ядерного материала обоих родителей и что в ходе деления клеток их ядра не исчезают, а лишь меняют свои свойства и форму. Жак Лёб осуществлял эксперименты по физиологии головного мозга, регенерации тканей, антагонистическому действию солей на развивающуюся яйцеклетку, по искусственному партеногенезу. Шарлотта Ауэрбах открыла мутагенное действие многих химических веществ.

В основном в медицине известны Август Вассерман, Альберт Нейссер, Владимир Аронович Хавкин и мн. др.

Заметный вклад в изучении ДНК и РНК внесла Розалинд Франклин. Исидор Майкл Лернер внёс важный вклад в популяционную генетику и разрабатывал вопросы генетических основ естественного отбора. Зелиг Гехт разработал фотохимическую теорию зрения. Сэмюэл Рубен (Чарлз Рубенштейн), Уильям Зев Хассид и Мартин Давид Камен первыми применили метод радиоактивных изотопов к исследованию фотосинтеза.

В СССР в числе биологов, физиологов, биохимиков и медиков также было множество евреев, таких как Иосиф Абрамович Рапопорт, Лев Александрович Зильбер, Лина Соломоновна Штерн, Борис Евсеевич Быховский, Яков Юлиевич Бардах, Борис Ильич Збарский, Яков Оскарович Парнас, Алексей Николаевич Бах, Сергей Михайлович Гершензон, Евгений Михайлович Крепс и т. д.

Нобелевские премии получили: Пауль Эрлих, Роберт Барани, Отто Мейергоф, Карл Ландштейнер, Отто Генрих Варбург, Отто Лёви, Джозеф Эрлангер, Эрнст Борис Чейн, Герман Джозеф Мёллер, Герти Тереза Кори, Тадеуш Рейхштейн, Зельман Ваксман, Ханс Адольф Кребс, Фриц Альберт Липман, Джошуа Ледерберг, Артур Корнберг, Конрад Блох, Франсуа Жакоб, Андре Львов, Джордж Уолд, Маршалл Ниренберг, Сальвадор Лурия, Бернард Кац, Джулиус Аксельрод, Джералд Эдельман, Дейвид Балтимор, Хоуард Темин, Барух Бламберг, Розалин Сасмен Ялоу, Даниел Натанс, Барух Бенасерраф, Джон Вейн, Сезар Мильштейн, Майкл Браун, Джозеф Голдштейн, Стэнли Коэн, Рита Леви-Монтальчини, Гертруда Элайон, Харолд Вармус, Эдмонд Фишер, Альфред Гилман, Мартин Родбелл, Стенли Прузинер, Роберт Ферчготт, Пол Грингард, Эрик Кендэл, Сидней Бреннер, Роберт Хорвиц, Ричард Эксел, Эндрю Файер, Брюс Бётлер, Ральф Стайнман, Джеймс Ротман, Рэнди Шекман, Майкл Росбаш, Харви Альтер и др.

В Израиле биологические и медицинские науки сравнительно развиты, как и в целом медицина, сельское хозяйство и фармацевтическая промышленность. Над проблемами биологии и медицины работают многие израильские вузы, в частности институт Вейцмана; действует Израильский институт биологических исследований, занимающийся вирусами по заданию правительства, сельскохозяйственный Институт Волкани, Институт океанографии Израиля и т. д. Аарон Чехановер и Аврам Гершко получили Нобелевскую премию за исследование механизма разрушения белков с помощью юбиквитина.

См. также[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 1. Кол.: 437–442.
  2. I Сам., 6, 5
  3. Быт., 50, 2
  4. Числ., 25, 8—9
  5. Числ., 5, 2; Лев., 13, 45, 46
  6. Лев., 15, 1—13
  7. Нидда, 25б; ср. Баб. Кама, 25а
  8. Кет.,77б
  9. Кет., 10б
  10. Бехор., 45б
  11. Баба Батра, 110а
  12. Нидда, 17a
  13. Берахот, 44б
  14. Б. Мец., 32б
  15. Бехоpoт, 41а
  16. Нидда, 21а
  17. Б. Кама, 91а
  18. Менах., 44а
  19. Хаг., 11a
  20. Санг., 91а
  21. Хулин, 67б; Абода Зара, 28б
  22. Шабб., 106б; Аб. Зор., 17б и др.
  23. Хул., 63а, Хул., 57в; Эруб., 100б и др.
  24. Баба Батра, 73б
  25. Санг., 67б
  26. Сук., 52а; Санг., 99б
  27. Хул., 67б
  28. Песах., 24а
  29. Моэд Кат., 11a
  30. Недарим, 54б
  31. Нид. 38а
  32. ТИ., Бр. 9:1, 12г
  33. Шаб. 77б
  34. ТИ., Кид. 4:12, ббг
  35. БК. 82б
  36. ББ. 2:8–9