Бану ан-Надир

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Бану ан-Надир (Бану-Надир) — еврейский клан в Медине.

Характеристика[править]

По-видимому, состоял преимущественно из священнических семейств, так что вместе с Бану Курайза называлось «Alkanihan» (два священнических рода).

Бану-Надир жили в окрестностях Медины к северу от города, занимая, главным образом, поселения Буайру, Аль-Наваим, Мудайниб и крепости Аль-Бувайлу, Барадж, Джарс и Фадиджу. Во времена Магомета во главе племени Бану-Надир стояли следующие лица: Хуяйя ибн-Актаб, его братья Абу-Джазир и Иудаи Саллам ибн-Мишкам и др.

Поэт Кааб бен-аль-Ашраф, принадлежавший к этому племени по матери, был врагом Магомета и составил ряд враждебных последнему стихотворений. Пророк, задетый за живое, задумал избавиться от него и согласился на предложение одного араба, изъявившего готовность убить стихотворца. Метафора в Коране[1]: «Его образ подобен внешности собаки (kalb) и т.д…» – по всей вероятности, относится к Каабу. После смерти поэта Магомет решил истребить все его племя. Ему удалось разбить Бану-Надир, и он сжёг их пальмовые деревья, что было противно военным обычаям в Аравии. Евреи капитулировали, но получили разрешение выселиться из страны. Их угодья, движимое и недвижимое имущество были при этом конфискованы, и на каждых три лица было позволено нагрузить скарбом одного верблюда. Затем Бану-Надир направились к северу и основали новые поселения отчасти в Хайбаре, отчасти в Сирии, по соседству с беглецами племени Бану Кайнука. Главной причиной постигшего их бедствия было отсутствие единодушия.

Вражда с Магомедом[править]

После удачной для мусульман битвы при Бадре (624 году), в которой Магомед разбил мекканцев во главе с Абу Суфьяном; и когда последний выкупил и обменялся с победителями пленными, то, решив взять реванш, в одиночку отправился на разведку в селение Бану Надир, где один из предводителей клана снабдил его необходимой информацией. После этого мекканцы удачно атаковали мусульман и война возобновилась.

Поводом к войне Магомета с Бану ан-Надир стало следующие. Магомет отправился к Бану ан-Надир, прося у них содействия в уплате выкупа за 2-х человек из Бану Амир (с которыми у Бану ан-Надир был заключен договор и союз), убитых Амром ибн Умаййа ад-Дамри, поскольку Посланник Аллаха заключил договор об их защите. Когда Пророк пришел к ним, они сказали: «Мы согласны, о Абу аль-Касим! Мы поможем тебе в том, о чем ты нас просишь». Когда они остались одни, то сказали: «Этот человек больше в таком положении не будет». А Пророк сидел возле стены их домов. – «Кто поднимется на крышу этого дома, сбросит на него камень и избавит нас от него?» За это взялся один из них по имени Амр ибн Джаххаш ибн Кааб, говоря: «Я сделаю это!»

Он поднялся на крышу дома, чтобы сбросить камень на Пророка, «но тот узнал о готовящемся свыше».

Есть и другая готовящегося теракта: евреи предложили Мухаммаду провести диспут о вере между ним и двумя его спутниками с тремя раввинами, раввины должны были скрытно пронести кинжалы и заколоть Мухаммада и его сопровождающих. Об этом узнала женщина из Бану Надир и предупредила своего брата – мусульманина.

Мухаммад через посланца потребовал от Бану Надир в десятидневный срок покинуть Медину. Среди евреев были колеблющиеся, но Абдаллах Ибн Убайй уговаривает их не соглашаться на выселение, а отсидеться в укреплённых домах, ибо с ним «2 тысячи моих людей и других арабов, которые вместе с вами войдут в ваши крепости и погибнут до последнего, прежде чем до вас доберутся [враги]. Вам помогут курайза, ведь они не оставят вас в беде, и помогут ваши союзники из гатафан». Бану Надир понадеялись на это, ответили Мухаммаду отказом и приготовились к обороне. Но вождь Бану Курайза ответил, что они не хотят нарушать договор с Мухаммадом, обещания Ибн Убаййа, как и в случае с Бану-Кайнука, также осталось не выполненным.

Магомед приказал готовиться к войне и выступить против евреев этого клана. Потом он отправился вместе со своими людьми и расположился возле Бану ан-Надир.

Ибн Хишам сказал: «Во главе Медины он оставил ибн Умм Мактума. Было это в месяце рабиа аль-авваль. Он держал вокруг них блокаду в течение 6 дней. Тогда же пришло решение о запрете употребления вина».

Евреи укрепились в своих крепостях и пытались сопротивляться. Мусульмане подвергли их осаде, которая длилась 26 дней. Мухаммад со своим отрядом встал лагерем между Куба и поселением Бану Надир и начал постепенно, дом за домом, захватывать поселение, тут же разрушая захваченные дома. Магомет приказал вырубить пальмовую рощу и сжечь. Тогда евреи обратились к нему со словами: «О Мухаммад! Ведь ты сам отвергал разрушение и осуждал того, кто совершал такие действия. Какой смысл вырубать деревья и сжигать их?» Группа людей из Бану Ауф ибн аль-Хазрадж обратилась к Бану ан-Надир, говоря: «Держитесь и укрепляйтесь, мы не выдадим вас; а если начнут воевать с вами, то мы будем воевать на вашей стороне; если вас начнут изгонять, то мы уйдем вместе с вами». Но помощи они не оказали, а стали выжидать.

Тогда евреи обратились к Пророку с просьбой, чтобы он позволил им покинуть город на тех же условиях, которые были приняты евреями Бану Кайнука. Магомет согласился. Евреи взяли с собой столько вещей, сколько можно было нагрузить на верблюдов. Один еврей даже сломал весь дом, чтобы взять верхнюю перекладину двери, нагрузил её на своего верблюда. Евреи уехали в Хайбар, а некоторые отправились в Сирию. Евреи двинулись вместе с женщинами, детьми, нагрузив свое добро. Певицы в конце колонны играли на бубнах, дудках, пели. Среди них была и Умм Амр, подруга Урвы ибн аль-Варда аль-Абаси, которую купили евреи у него. Она была из рода Бану Гифар, известная своей красотой и гордостью.

Не вместившееся на верблюдов их имущество досталось Пророку, и он разделил его среди первых сподвижников-мухаджиров, но без ансаров, кроме 2-х человек: Сахля ибн Хунайфа и Абу Дуджжаны Симака, которые пожаловались на свою бедность, и тогда Пророк дал им кое-что. Мусульмане захватили значительное количество оружия: 50 кольчуг, 50 шлемов и 340 мечей. Мусульманам же достались богатейшие, хорошо орошаемые земли с пальмовыми рощами.

Из Бану ан-Надир приняли ислам только двое: Йамин ибн Умайр ибн Кааб ибн Амр ибн Джаххаш и Абу Саад ибн Вахб. Они приняли ислам, боясь потери своего имущества, и сохранили его.

Пророк сказал Йамину: «Ты ведь знаешь, чему я подвергся со стороны сына твоего дяди и что он замышлял против меня». Йамин нанял за плату человека, чтобы убить Амра ибн Джаххаша, и тот убил его.

Относительно Бану ан-Надир была ниспослана сура «аль-Хашар».

Впрочем, Бану ан-Надир продолжили борьбу с Магомедом: имея разветвлённые торговые связи с племенами Аравии, они стали инициаторами широкой коалиции противников Мухаммада, обрушивавшейся вскоре на Медину (см. Битва у рва). Так Бану Надир подняли гатафян, давших около 1800 воинов, обещанием отдать им весь урожай фиников Хайбара. Именно вождь Бану-Надир – Хувай ибн Ахтаб – убедил лидера еврейского клана Бану-Курайз Кааба ибн Асада встать на сторону курайшитов в Битве у рва. Позднее мы встречаем надировцев в числе противников Магомеда в Хайбаре.

Представители[править]

См. также[править]

Источники[править]

  1. VII 175