Евреи-рабочие в древнее время

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Евреи-рабочие в древнее время — труд и ремесла у евреев в древности.

Общие сведения[править]

Древние евреи высоко почитали труд, и не любили праздность и безделье. Так, по представлению Библии, сам Бог — вечный труженик, создатель вселенной, управляющий миром, не ведающий ни «дремоты, ни сна», «ни утомления, ни усталости»[1]. Создав человека по подобию своему, Господь, как считали евреи, поместил человека в сад Эден, чтобы он «обрабатывал и стерег его»[2].

Установление Шаббата объясняется Библией, как благословение труда. Венчая работу Творца, суббота должна увенчать и недельный труд человека[3].

Существовала традиция, проходя полем, где люди трудились, еврей встречал трудящегося благословением[4]. «Божье благословение всегда на работе людской» — говорит Библия[5]. Книга Притч многократно предостерегает от лени, как матери бедности и нужды[6], поучая людей учиться трудолюбию у муравья и у пчелы[7].

Библия считала, что с труда (обработки металлов) возникли города[8].

Хотя гиксосы были довольно развитым народом, евреи в эпоху исхода из Египта утратили многие навыки и знания, в результате чего должны были покупать земледельческие орудия у филистимлян[9]. Тем не менее, сооружение Золотого тельца, художественное выполнение Скинии Завета и её утвари[10], всё же указывают на наличие у тогдашних евреев мастеров и ремесленников, хотя израильтяне в то время и уступали в мастерстве финикийцам, и привлекали мастеров из Тира.

Позднее, с развитием Израильского царства и Иудеи, появились и свои мастера, производство и строительство. Под уведенными Навуходоносором II в плен ремесленниками следует понимать оружейных мастеров, уход которых ослабил народные силы[11]. Еврейское слово charasch означает каждого, который обрабатывал более твердый материал режущими инструментами, не только работающего по металлу[12], но и работающего по дереву и камню[13]. Тем самым, желая указать специальность, еврейский язык к слову, обозначающему ремесло вообще, חרש‎, прибавляет название материала, который обрабатывается (ср. греч. tekton, лат. faber).

Об уважении к сельскохозяйственному труду говорит хотя бы тот факт, что пастух Давид стал царём.

В Библии упоминается о царских работниках[14]; вместе с горшечниками там говорится о «родах дома Ашбея, работавших по виссону».

Библия упоминает разные отрасли ремесленного труда (charaschim): золотых и ceребряных дел мастера[15], резчики на камне[16], каменотесы и медники[17], каменщики[18] и штукатуры[19], плотники и столяры[20].

Видимо, в Иерусалиме существовали целые улицы ремесленников[21], например хлебопеков[22] и сыроделов[23].

Ремесленники пользовались у древних евреев большим уважением. Бен-Сира, описывая разные ремесла и то внимание, которого требует всякое произведение от своего мастера, признает, что, хотя ввиду этого ремесленники не могут быть руководителями и судьями народа, они заслуживают уважения, так как без них невозможна городская жизнь[24].

Древняя раввинистическая литература отмечала важность и нужность труда: «Возлюби труд и удаляйся от барства», — гласит изречение Шемаии[25]. «Выше работа трудящегося, чем ленивое благочестие, ибо сказано: Если будешь есть от трудов рук твоих, блажен ты и благо будет тебе»[26]; «Блажен ты в мире сем, и благо тебе и в мире будущем»[27]. «Община святых» (Edah kedoschah) делила день на три части, посвящая одну молитве, вторую — работе, а третью — изучению Святого Закона[28]. «Tруд облагораживает человека»[29]. «Как бы ни был унизителен труд, он не так унижает, как лень». «Да не скажет кто-нибудь: я потомок знатных и не должен зарабатывать на жизнь трудом»[30]; «Даже в раю Адаму было разрешено есть лишь после того, как он заработал свой хлеб трудом»; «Свою Шехину Господь простер на израильтян лишь после того, как они потрудились над построением скинии Завета»[31]. Манна была дана в пустыне, чтобы израильтяне имели работу, собирая её[32]. По мнению р. Элиезера, женщина обязана работать, даже имея в своём распоряжении сотню служанок[33]. Существовала пословица: «Семь лет будет голод, а в дверь рабочего не войдет»[34]. Во всю эпоху Талмуда господствовал взгляд, что изучение Торы должно идти рука об руку с какой-нибудь работой: «Тора без работы — в конце концов рухнет»[35].

Наиболее выдающиеся законоучители снискивали свое пропитание ремеслом: р. Иошуа бен-Ханания был кузнецом, р. Иуда бен-Илаи — бондарем, р. Нехемия — горшечником, Иоханан га-Сандлар — сапожником и пр.

Ремесло, как правило, переходило от отца к сыну; некоторые же мастерства составляли профессиональное достояние особых семейств, образовавших отдельные колонии с названиями этого цеха, таковы, например, «Бетцайда» (местность рыболовов), «Магдала» — красильщиков и пр[36]. Оставляющего профессию своих отцов осуждали[37]. Некоторые мастерства, судя по времени, требуемому для изучения их, достигли в талмудическую эпоху большего совершенства. Προ одного ученика, отданного для изучения такой сравнительно несложной науки, как кулинарной, рассказывается, что он должен был пробыть в учении 5 лет, чтоб научиться приготовлять 500 блюд из одной пшеничной муки. То же рассказывается и про кондитерское искусство[38]. Видов труда, в которых женщина состязалась с мужчиной, было сравнительно очень мало; таковыми были художественное вышивание, пекарское дело и поваренное искусство, а также содержание постоялых дворов и гостиниц. Ремесленники большинства цехов уже по наружному виду различались друг от друга. Особенно выделялись те, характер профессии которых требовал специальной обуви или одежды, например деревянной или соломенной обуви у лиц, занимавшихся обжиганием извести[39].

Профессии[править]

Выделка кожи стояла на высокой степени техники. Из кож готовили одежду, обувь, меха для вина и масла и пергамент. К работе сыромятника относились с некоторым отвращением из-за запаха[40], и это же, как видно, было причиной того, что кожевенные мастерские должны были быть не менее чем на 50 локтей отдалены от всякой населенной местности[41]. Чтобы удалить шерсть (волос) с кожи, последнюю расстилали на дороге — под ноги прохожих — или же в проточной воде. Первым процессом в ее обработке было дубление (ср. נורסי‎ = βυρσΰς), хотя в домашнем быту кожа находила большое применение и в необработанном виде. Дубление происходило при помощи экскрементов животных и разных растительных материалов, как отруби, лавровый лист, растертый чернильный орешек, а иногда при посредстве муки или соли, по-видимому, вместе с квасцами[42]). Часто кожу подвергали кипячению в воде[43]. От способа дубления зависел сорт кожи. Для получения пергамента кожу клали в известку. Вынутую из дубильного чана кожу разглаживали вальцами или натягивали на досках[44]. Готовую кожу намазывали маслом[45]. Во время разглаживания кожу окрашивали в разные цвета[46]. Для пергамента лучшим цветом считался пурпуровый. Для писания священных свитков употреблялась кожа только от чистых домашних или диких (олень, серна) животных[47].

В плотничье занятие входила обработка дерева, начиная с валки его в лесу, обрубания ветвей, очистки колоды от коры, стругания и скобления ее до употребления ее для постройки. При этом колода резалась на части, a место надреза обозначалось красной линией[48]. При работе плотники пользовались циркулем — מחונה‎, грузилом — משקלת‎, буравом — מקדת‎, тисками — רהיטני‎[49] и клещами — рחול‎. Для распиливания на доски колоду клали на козлы (חמור של חתשים‎[50]). Отдельным ремеслом является бондарное, и плетение корзин и канатов из тонких ветвей.

Для гончарного производства требовалась глина, отличная от той, которая употреблялась для приготовления кирпича. Из Талмуда мы узнаем, что в горшечном производстве пользовались двумя сортами глины: черной, из которой изготовлялась простая, в обыденной жизни употребляемая посуда. Эта глина обыкновенно добывалась в местностях Кефар-Хананья и Кефар-Сихин. Для этого товара был обеспечен сбыт, и поэтому места нахождения такой глины заарендовывались горшечниками на целый год. Гораздо реже встречалась, а потому и гораздо дороже ценилась так называемая белая глина, под которой, несомненно, подразумевалась не чисто-белая, а обыкновенная красно-желтая, местом нахождения которой была Иудея, где еще и теперь вблизи Яффы и Иерусалима эта глина утилизируется для керамического производства[51]. Были, вероятно, как и в Риме, другие цвета глины. Глина подвергалась дроблению посредством толчения, затем из нее удаляли мелкие камешки, пропускали ее через сито, разбавляли в воде, придавали ей известную форму и обжигали в печи. Форма придавалась горшечным изделиям или руками, или же посредством вращения на горшечном кружале. Гончарные печи — כנשן‎ — представляли собою некоторую вариацию печи, употребляемой для обжигания кирпича и извести, и нисколько не походили на обыкновенную кухонную. При процессе обжигания изделия давали трещины или лопались, и гончар узнавал это, постукивая по ним рукой[52]. Белая глина требовала более высокой температуры и потому помещалась глубже в печке. Посуда находилась в печке не более 3 дней. Лучшие фабрикаты подвергались повторительному обжиганию и покрывались глазурью (נלד‎[53]). Керамические изделия иногда разукрашивались рисунками. Форма посуды была очень разнообразна и зависела от целей, которым она должна была служить, от вкусов времени и от фантазии мастера и заказчика.

В близком родстве с гончарным мастерством стояла, с одной стороны, скульптура — так как фигуры и статуи изготовлялись из тех же материалов и теми же рабочими руками, что и в гончарном деле, — а с другой стороны, живопись, так как керамические изделия очень часто украшались живописью. При известном, однако, отрицательном отношении евреев к пластическим изображениям скульптура, несомненно, получила у них меньшее развитие, чем живопись. Для последней употреблялись краски, изготовлявшиеся из различных материалов, между прочим и из шелухи лупина и бобов[54]. Эти краски были черного, белого, красного, зеленого (или желтого) цветов[55]. Чтобы получить бледные (נינוני‎) нюансы, различные краски смешивались в известной пропорции[56]. При живописи, как и при скульптуре, заканчивали сначала одну часть работы, а потом уже приступали к выполнению другой, контуры изготовлялись одним, а второй накладывал краски[57]. Картины обыкновенно писались на деревянных досках[58]. Из дерева же вырезывались статуи и бюсты, представлявшие известных лиц. Статуи часто покрывались материей, а при торжествах — дорогими коврами и занавесями. Специальные мастера занимались изготовлением предметов из простой и слоновой кости, из рога, коралла, черепахи и раковин. Обширное ремесло составляли также работы из камня.

Для производства стекла и изделий из него материалом служили вода, сода, или так называемый «натр», נתר‎, и тонкий песок, который в изобилии находится в Палестине у берегов Средиземного моря[59]. Финикийцы были изобретателями стекла[60][61]. Производство бесцветного или, как оно называется в талмудической литературе, белого стекла, זכוכית לננה‎, затруднялось тем, что в те времена еще не умели очищать песок от различных примесей, как медь, железо и пр.; поэтому получалось всегда недостаточно прозрачное и окрашенное в разные цвета стекло. Для приготовления чистого бесцветного стекла приходилось прибегать к превращенному в порошок кварцевому кремню. Это делало такого рода стекло чрезвычайно дорогим[62]. Форма стеклянной посуде придавалась голыми руками; однако очень рано стало уже известно и употребление трубки для выдувания посуды[63]. Посуда иногда изготовлялась из нескольких слоев стекла, напластанных один на другой. Производили также драгоценную утварь из сетчатообразно тканного стекла[64]. Евреи знали и приготовление цветных стекол[65]. Помимо обыкновенной посуды — бутылок, рюмок и пр., — упоминаются стеклянные кровати, стулья, столы, шкатулки, миски, ложки, воронки, фонари, весы и др. О стеклянном жемчуге (חוליא‎[66]) говорится как ο стекле особого рода.

Евреям были хорошо знакомы самые металлы и производство изделий из них. Кроме металлов, упоминаемых в Библии, Талмуд называет много других, как баац (בעץ‎, род олова), халконта (сернистое железо) и т. д. О плавке металлов говорится очень редко, но o кузнечной работе и ее изделиях мы находим много подробных сведений. Эта отрасль, очевидно, была очень распространена среди евреев. Кузнец, вероятно, сам же обжигал и нужный ему древесный уголь, а поэтому он часто называется угольщиком — פחמי‎. В самом кузнечном ремесле различается много специальностей, как закальщики металла (חםמי‎) и др. Главные орудия кузнеца представляют: меха — מפוח‎[67], наковальня — םדן‎, молот — קורם‎, פטיש‎[68], клещи — צבת‎[69] и бурав (для проделывания дыр в размягченном металле). Упоминается и много других второстепенных инструментов. В общем работы по металлу можно разделить на три категории: а) разработка его в холодном и твердом состоянии, b) в расплавленном и с) спайка всякого рода металлических изделий. Евреи занимались также золотых и серебряных дел мастерством, צורף‎, готовя из золота украшения, а из серебра изготавливая столовую утварь.

Средние века[править]

Вениамин Тудельский сообщает данные о распространении красильного промысла и производства шелка среди евреев Италии, Сицилии, Балканского полуострова, Сирии и Эрец-Исраэль. В Бриндизи он нашел 10 евреев-красильщиков; он говорит, что евреи, жившие в Фивах в числе 2 тысяч человек, слывут во всей Греции наилучшими мастерами в области производства шелка и пурпурового сукна; 500 евреев в городе Салоники живут ремесленным трудом; в г. Антиохия евреи делали стекло; в Тире они изготовляли стекло; в разных местностях Эрец-Исраэль встречаются евреи-красильщики. В Южной Италии, как и в Сицилии, процветал среди евреев красильный промысел, который являлся почти монополией в руках евреев. Характерно, что существовала подать «Tignta Judaeorum».

Салоники были значительным центром ткацкого производства, в котором в XVI веке число евреев достигало нескольких тысяч. С 1586 года турецкие власти взыскивали с евреев Салоник налог тканью.

Во второй половине XII века сицилийский король Роджер привез из Византии в Южную Италию евреев, занимавшихся производством шелка, которые поставили здесь свое ремесло на широкую ногу.

Путешественники, посетившие Сирию после Вениамина, также встречали здесь евреев-красильщиков.

Сицилия — классическая страна еврейского ремесла в Средние века. Особенную пользу приносили краю различные группы ремесленников по обработке металлов. Когда издан был эдикт об изгнании евреев из Сицилии, государственный совет указал на то, что все ремесленники в королевстве — евреи. Не менее значительным было число евреев-ремесленников на Пиренейском полуострове и в Южной Франции. Испанские евреи были искусными сукноделами; шерсть они выписывали из Англии. Абрагамс считает невероятным, чтобы другие евреи, кроме испанских, занимались производством сукна. Два обстоятельства удерживали евреев от занятия этой важной отраслью. 1) враждебное отношение сукноделов-христиан, всеми силами добивавшихся устранения конкуренции евреев. На острове Майорке, например, было постановлено (в XIV веке), что только обращенные в христианство евреи могут изучать искусство прядения шерсти и выделывания сукна. 2), говорит Абрагамс, сами евреи питали отвращение к этой отрасли индустрии. Прядение рассматривается в Талмуде и в Библии как женское занятие.

В Наварре преобладали среди еврейских ремесленников золотых и серебряных дел мастера. В Туделе и Памплоне эти мастера владели целыми рядами лавок. В Кастилии тоже было немало евреев — золотых дел мастеров. В арагонских городах, главным образом, в Сарагосе, евреи занимались и другими ремеслами. Улицы в еврейском квартале Сарагосы носили названия по населявшим их группам ремесленников — ножовщикам, сыромятникам, ювелирам, дубильщикам, шорникам и т. д. Многочисленные евреи-сапожники имели в Сарагосе особый цех с уставом, утвержденным королем Педро III в 1336 году.

В Южной Франции процветало среди евреев ювелирное дело. В Лангедоке еврейские золотых дел мастера встречаются уже в XI веке.

В Цфате в эпоху расцвета ткацкого производства (1530—1560) большинство жителей города было занято на выделке высококачественных тканей из импортной шерсти с Балканского полуострова; остатки шерстобитных машин, приводившихся в действие водой, сохранились до сих пор в русле Нахал Амуд близ города.

В 1714 году Леви Ульфф привез в Бранденбург голландских ремесленников и основал здесь фабрику по производству тесьмы.

Невозможно перечислить громадный вклад евреев в становление и развитие капитализма, создание промышленных предприятий, в торговле продукцией и т. д. Тем не менее, во все времена были евреи-рабочие.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Быт., 1; Псал. 121, 3; Ис., 40, 28
  2. Быт., 2, 15
  3. Быт., 2, 3
  4. Пс., 129, 8; Судьи, 6, 11—12
  5. Втор., 28, 12; ср. Пс., 128, 2
  6. 25, 29—34 и в др. местах
  7. ib., 6, 6—11
  8. Бытие, 4, 17—22
  9. I Сам., 13, 19—21
  10. Исх., 25, 1 и сл.
  11. II Цар., 24, 14, 16; Иер., 24, 1; 29, 2
  12. II Хрон., 24, 12
  13. II Сам., 5, 11; II Царст., 12, 12; I Хрон., 14, 1
  14. I Хрон., 4, 23
  15. Суд., 17, 4; Исаия, 40, 19
  16. Исх., 28, 11, 21
  17. II Хрон., 24, 12
  18. I Хрон., 14, 1
  19. Иезек., 13, 11
  20. Исаия, 44, 13
  21. ср. Мег., 26а
  22. Иерем., 37, 21
  23. Иосиф Флавий, «Войн.», V, 4, 1
  24. Бен-Сира, 38, 25 и сл.
  25. Аб., 1, 10
  26. Пс., 128, 2
  27. Бер., 8а
  28. Koh. r. к 9, 9
  29. Нед., 49б
  30. Б. Б., 110a
  31. Аб. p. H., XI
  32. Мех., Бешал., IV
  33. Кет., 59б
  34. Санг., 29а
  35. Аб., II, 2
  36. Ber. r., LXIX
  37. Арах., 16б
  38. Эха рабба, III, 15
  39. Шаб., 66а
  40. Кет., 77а
  41. Б. Бат., 25а
  42. Шаб., 79а
  43. שלק‎; Нидда, 28а и Раши ad loc.
  44. Шаб., 75б
  45. Шебиит, VIII, 9
  46. Исх., 25, 5; Негаим, 11, 3
  47. Софер., I, 1
  48. Кел., XXII, 9
  49. Toc. Кел. Б. Б., II, 2
  50. Ber. r., LXT, 18
  51. Б. Мец.,74а
  52. Ber. r., XXXII, 3
  53. Сифре, Бамидб., 49
  54. Toc. Шаб., XI, 14
  55. Ber. r., ΙV, 9
  56. M. Her., II, 1
  57. Иер. Шаб., VII, 10с
  58. Аб. р. Нат., XXXI
  59. Шаббат, 15б
  60. Плиний, Hist. Nat, 36, 25
  61. Флавий. «Иуд. война», II, 10,2
  62. Хул., 84б
  63. Toc. Кел. Б. Мец. III, 10; Шаб., 75б
  64. diatreta; Абот р. Нат. и Берах., 51а
  65. Иер. Шебиит, ІV, 35а
  66. Bam. r., XXI, 12
  67. ср. Таан., 12а
  68. Шаб., XII, 1
  69. Аб., V, 6
 
Евреи-рабочие в древнее время относится к хозяйственной истории евреев
евреи в профессиях

Евреи-рабочие в древнее времяЗемледелиеРыболовствоЕвреи-навикулярииТекстильное производствоШелководствоТорговляРаботорговляЕвреи-красильщикиКорчмариАптекариЕвреи-откупщикиЮристыЕвреи-арендаторыЕвреи-ростовщикиЕвреи-банкирыЕвреи-биржевикиЕвреи-ювелирыМузыкальные продюсерыв кино США/Франции/Россиив хай-теке

экономика Израиля

Оборонная промышленностьСельское хозяйствоТекстильная промышленностьХимическая промышленность ИзраиляМеталлообработка и машиностроениеСудостроительная промышленностьАлмазная промышленностьЦИММореходство ИзраиляАвтомобильная промышленностьИзраильская кремниевая долинаСамолёты Израиля

военная служба

Евреи в египетской армииЕвреи в ассирийской армииЕвреи в персидской армииЕвреи в селевкидской армииЕвреи в птолемеевской армииЕвреи в римской армииRegii Emeseni IudaeiЕврейские пиратыИстория военной службы евреев в РоссииЕвреи в британской армииСписок евреев генералов и адмиралов СШАЕвреи-изобретатели оружияИзраильтяне-наёмники

материалы

РахданитыЕвреи — чеканщики монетДенежная система древнего Израиля и ИудеиЭкономика Израильского царства и ИудеиПроизводство оружия в ИудееТунисские евреи в торговле Средиземного моряЕврейская морская колонизацияЕвреи в экономической наукеЕвреи и железные дорогиТорговля самаритянЕвреи в кораблестроенииСхожесть занятий евреев и финикийцевЭкономика еврейских национальных районов КрАССР и УССРЭкономика ЕАО