Евреи в Варташене
Общие сведения[править]
Территорию некоторое время контролировал Хазарский каганат.
Первые евреи Варташена были по преданию иранские евреи, выходцы из Ирана, которые в начале XVII века поселились в Джугутляре,возле Варташена.
В конце XVIII века, во время правления Исмаил-хана, в селе произошёл кровавый навет. Раввину Аврааму бен Хануке, отказавшемуся принять ислам, отрубили голову. Раввинам Ишмаэлю бен Мордехаю, Шимшону бен Мордехаю, Аврааму бен Иекутиэлю, Элиягу бен Аарону, Шалому бен Моше и Давиду бен Ицхаку раскалённым железом проткнули носы и уши.
В феврале 1816 года в Варташене возник новый кровавый навет, вызвавший еврейский погром: евреев избивали, убивали, грабили, евреек насиловали[1].
Не менее характерен и следующий случай ханского самосуда, имевший место уже при преемнике Джафара, Измаиле. Летом 1816 года в деревне Ханабади был убит семилетний мальчик, сын тамошнего муллы; малютке нанесено было несколько ран кинжалом и перерезана шея. Никто не знал, кем было совершено зверское преступление, и лишь несколько женщин сказали, что в этот день через их деревню проехали трое евреев из Карабалдыра. Этого было довольно, чтобы евреев привлекли к ответу. Измаил-хан, явившись сам на судилище, приказал пытать их; несчастных били палками, рвали клещами тело их, выбили им зубы, и потом зубы эти вколачивали им в головы. В беспамятстве и исступлении, терзаемые оговаривали других евреев, которых сейчас же хватали и предавали таким же истязаниям. Еврейские деревни Карабалдыр и Варташены были опустошены, женщины и мальчики изнасилованы. Такова была самостоятельность ханств и их самоуправление[2].
В 1839 году пожар уничтожил в Варташене синагогу и половину еврейского квартала.
В 1847 году варташенские евреи села пострадали от эпидемии чумы и трёх новых пожаров.
В 1856 году в селении сгорели все еврейские дома, в результате чего погибло 7 евреев.
В 1850-х годах раввином в Варташене был Бодек бен Элиэзер (до 1862 года), в 1860-х годах — Михаэль бен Шмуэль, Шалом бен Мататия, Ханука бен Моше, Ихизкиель бен Элиэзер и Иегуда бен Файнда.
В 1864 году в Варташене большинство населения составляли евреи.
Путешественник Иуда Чёрный в 1866 году зарегистрировал здесь 190 еврейских «дымов» (податных единиц), 2 молитвенных дома, 5 раввинов и 5 хедеров.
В 1867 году в Варташене проживало 988 евреев.
Посетивший в 1886 году Варташен Илья Анисимов нашел здесь 213 еврейских «дымов» — 744 мужчин и 652 женщин (всего 1396 человек); имелись 2 или 3 молитвенных дома, 5 раввинов и два талмуд-хуны (хедера) с 40 учениками; грамотных было 70 человек. Евреям принадлежали 70 голов рогатого скота, 86 лошадей. Главными занятиями евреев являлась торговля, табаководство, виноградарство и выращивание орехов. Евреи владели в Варташене 40 бакалейными лавками. Известно, что общее число грамотных, то есть умеющих читать Тору, составляло тогда 70 человек, среди них было пятеро евреев, которых называли рабби.
Смотритель варташенского училища Михаил Бежанов в 1893 году записал в свой блокнот:
В селении Варташен лет 200 назад поселились евреи. Сначала их было около 60 дымов, а теперь, по числу душ, они превосходят остальных жителей. Говорят по-персидски; живут в особой части селения, чрезвычайно скучено (304 дыма на половине квадратной версты). Занимаются они исключительно торговлей и табаководством.
Фон дер Ховен насчитывал в Варташене 800 мужчин-евреев и 750 женщин-евреек.
Еще в конце XIX в. еврейское предместье имело собственное название — Джугутлар и воспринималось как отдельная слобода, подобно Еврейской Слободе в Кубе[3].
В 1922 году в Варташене проживало 1 262 евреев.
В начале 1920-х годов Эзра Давидов организовал школу с преподаванием на языке горских евреев, в которой в 1922 году было 28 учащихся. В этой школе преподавал еврейский поэт Рахамим Рубинов.
В 1939 году в Варташене проживало 890 евреев.
В 1990 году в Варташене проживало 1 200 евреев.
В 1994 году в Огузе открылась отреставрированная синагога.
В 2003 году в городе функционировали 2 синагоги, отделение «Хесэда»; имелось 2 еврейских кладбища.
Председатель еврейской общины города — Назим Ибрагимов.
В 2005 году в Огузе проживало примерно 500 евреев[4].
На 2023 год глава общины горских евреев Огуза — Ширин Шуминов.
Записка по делу казненных Измаил-ханом Жидов Шекинского ханства, в дер. Варташены, 1816 год[править]
Донесение от самих казненных Жидов, что подтверждается многими жителями как дер. Варташены, так и другими.
В прошлом 1816 году, в дер. Ханабади убит семилетний мальчик, сын муллы Абдуллы; мальчику дано было несколько ран кинжалом в грудь и перерезана шея. По донесении о происшествии сем хану, спрашивал он у жителей упомянутой деревни, кого более они в убийстве сем подозревают и не был ли кто в деревне во время происшествия сего из посторонних. Несколько женщин отвечали, что в то время из посторонних никого более не замечали, как трех Жидов из дер. Карабалдыр. Измаил-хан послал тотчас за упомянутыми тремя Жидами, велел их привести в дер. Дехнэ, куда и сам в тоже время отправился. Прибыв в дер. Дехнэ и взяв с собою Жидов, хан переселился близь оной деревни в Трут (обнесенное частоколом для загона скота место) и приказал слугам своим упомянутых трех Жидов мучить, вынуждая оных признаться в убийстве мальчика. Жиды были жестоко биты палками, [724] клещами рвали у них носы, уши, щеки и грудь и напоследок выбиты зубы. хан, не довольствуясь сими жестокостями,— стращая Жидов, вколотил им зубы их в головы. Жиды сии не признавались в убийстве; страдая между тем от подобных мучений, вынуждены были сложить вину в убийстве мальчика на Жидов дер. Варташены. хан немедленно послал за Варташенскими Евреями, коих прибыло в Трут до 30-ти чел. Из сих двое преданы были равномерной участи, как и Жиды дер. Карабалдыр; но все без признания. Напоследок взят был третий из молодых Варташенских же Жидов, которого приказано было бить палками, стращая при том испытанием подобных мучений, как и первые Жиды. Бив таким образом сего последнего, заставляли его признаться в убийстве мальчика или принять мухаммеданскую веру; но сей скорее согласился переменить веру, нежели признаться в несправедливости. По перемене молодым Жидом веры, он вновь был бит, стращаем казнью и в тоже время мужеложствован ханским слугою Авшар-Измаилом (бежавшим после того в Персию). После сего сей последний по молодости лет своих вынужден был сказать, что убили мальчика действительно те два Варташенские Жида, кои прежде сего были мучимы; но остальные из 30-ти Варташенских Жидов просили хана дело сие исследовать по законам. хан, напротив того, бывшим при сем некоторым из дер. Фахралы (где мальчик убит) жителям приказал бить всех Жидов, кои в тоже время и были биты и обнажены. Один из страдавших Варташенских Жидов был тогда же ханом арестован, взят в г. Нуху, там убит и брошен в яму у крепостных ворот. Тело брошенного сего в яму Жида показано было за 25 р. Жиду Мехти, потом 35 заплачено было ханскому слуге Наурузу, который позволил сие мертвое тело Жидам взять и похоронить.
Напоследок Авшар-Измаил, бежавший, как выше сказано, в Персию вместе с Бала юзбаши Варташенским и другими ханскими слугами, по приказанию самого хана, ограбили все жидовские домы дер. Варташены, изнасиловали 6 жидовских женщин и одного Жида убили. Из Жидов, жен коих насиловали Хойцы, двое бежали от посрамления в Турцию.
У Жидов пограблено в сие время, кроме денег, коих они показывают 34,280 р., несколько жеребцов, волов и много других вещей.
Показание производившего над Жидами экзекуцию Алиджана, слуги ханского, жителя Хойского, в дер. Варташены, 8-го февраля 1816 года.
Неподалеку от сел. Дехнэ, на месте, называемом Трут, то есть месте, обнесенном частоколом для пастьбы скота, Измаил-хан, призвав Алиджана, приказал ему стоявших пред ним двух Варташенских Жидов, Шамуила и Мюршуда, казнить и бить. Сей будто бы отговаривался сначала, что он, ходивши для богомолья в святое место Кербелай, был напоследок принужден упомянутым двум Жидам рвать клещами ноздри, уши, щеки, грудь и руки, в присутствии самого хана. Прежде сего упомянутые Жиды были уже жестоко биты палками, в чем также из Хойцев ханские слуги Керим и Казим сами лично признались, а при том уверяли, что казнены Жиды были действительно Алиджаном и Сафар-Али в присутствии самого хана, и что хан был тогда в добром здоровьи. хан же сам хотя сначала и говорил, что он в то время в беспамятстве был болен и что о сем происшествии ничего не знает, но напоследок должен был и сам во всем признаться. Во время свидания хана с главнокомандующим в Грузии ген.-л. Ермоловым на Мингечауре, его превосходительство желал тогда же видеть Алиджана; но хан отвечал, что его при себе не имеет, между тем как Алиджан находился тут же и его заставляли спрятаться.
Донесение Карабалдырского Жида Ибрагима.
(Жиды мучимы были таким образом, для открытия убийцы, как и выше сказано, одного мальчика, в чем хан подозревал их). Мулла Абдулла, житель дер. Ханабади, имел двух жен, из коих у одной был любовник. Сей, прохлаждаясь нередко с своею возлюбленною, имел свидетелем упомянутого муллы Абдуллы сына, которого без сомнения он много опасался. В один день любовница предлагает своему возлюбленному умертвить мальчика, что будто бы им и исполнено, после чего любовник ее Татарин Баба бежал будто бы скоро в Карабаг. Подобные мучения произведены были над четырьмя другими Жидами и из тех один задушен в Нухинской крепости и брошен в яму у ворот оной.
Донесение муллы Абдуллы из сел. Ханабади, коего мальчик был убит.
Мулла Абдулла уверяет, что Татарин Баба не бежал никогда и живет до сих пор в дер. Ханабади и что он о любви Татарина сего с его женою ничего не знает и не слышал. [725]
Впрочем, он сам не знает ничего о убийстве его сына; но слышал, что женщины видели в то время 3-х Жидов из дер. Карабалдыр, кои прошли по деревне и говорили, что будто бы они убили мальчика; но когда хан после истязаний спрашивал у них, то они сказали, что убийцы были из дер. Варташены. Поэтому самому Варташенские Жиды и были допрашиваемы и казнены, из коих один мальчик был устращен обещаться принять мухаммеданскую веру и сказать, что те из Варташенских Жидов, кои наказаны, сделали сие убийство.
Мулла Абдулла подозревает более Карагулинского пастуха Абдуллу, который при хане Джафар-Кули убил его брата, но будучи защищен тогда барином своим Хаджи Шамшадилем, был оставлен. Сей будто бы, досадуя на муллу Абдуллу, который жаловался хану на него в убийстве брата его, убил и его сына.
Пастух Абдулла Карагулинский содержится в г. Нухе под стражею, оставлен будучи мною до повеления в. пр.
Подписал полк. Иванов[5]
Источники[править]
- ↑ Записка по делу казненных Измаил-ханом Жидов Шекинского ханства, в дер. Варташены, 1816 года.
- ↑ http://az.lib.ru/p/potto_w_a/text_kavkazkaya_voyna-2.shtml
- ↑ https://stmegi.com/posts/12819/gorsko_evreyskie_obshchiny_azerbaydzhana_4255/?ysclid=lscspew5gg116335857
- ↑ «Огуз» // Российская Еврейская Энциклопедия
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/AKAK/Tom_6_I/1061-1080/1076.htm