Антисемитизм в Крыму
Антисемитизм в Крыму — проявления юдофобии в Крыму.
Хроника событий[править]
До укрепления в Боспорском царстве христианства положения евреев было благоприятным. Но затем христианство стало усиливаться и насаждаться и дело дошло до религиозной войны, в которой христиан поддерживала Византия, а им противостояли крымские евреи и язычники:
Согласно «Житиям», при Диоклетиане для распространения христианства в Херсонес был послан из Иерусалима некий Василий, но был принят враждебно и убит жителями города, причем в этой борьбе участвовали иудеи, ибо они, как и греки — язычники, не желали принимать христианство. Когда на смену ему прислали новых миссионеров — Евгения, Агафодора и Елпидия, число христиан в городе стало увеличиваться, но «дьявол начал вооружать» против них иудеев и эллинов (их совместные силы, видимо, превосходили пришельцев), и они также были убиты. Наконец, когда при Константине был направлен в Херсонес Капитон, местные евреи также выступали заодно с греками[1].
Позже крымские евреи несомненно пострадали от войн, которые происходили между Хазарией, Русью и Византией. Последние разгромили Крымскую Хазарию, а многие крымские хазары по всей видимости перешли в христианство.
С конца XVIII века, и в особенности в XIX веке, отношения между евреями и мусульманами в Османской империи резко ухудшились, что нашло своё отражение и в Крымском ханстве, как минимум начиная с правления хана Крым (Къырым) Гирея (правил в 1758—1764 и 1768—1769 годах). Например, в 1764 году Крым Гирей вымогал у евреев (то есть караимов) «немалые суммы» и заставлял бесплатно работать при строительстве дворца в Ашлама-дере. Бывший одним из глав караимской общины Чуфут-Кале, распорядитель ханского монетного двора Шмуэль Ага был на 3 месяца посажен Крым Гиреем в тюрьму. Кроме того, хан принуждал его перейти в ислам. Согласно одной из легенд, видя твёрдость караима в вере, хан наградил его почётной одеждой и сохранил его в звании при своем дворе.
Крым Гирей приказал насильно забрать в группу придворных танцовщиков юного Иосифа Сиракджи, несмотря на протесты последнего и попытки чуфуткальской общины вызволить его из плена. Дальнейшая судьба юноши неизвестна, но в общине ходили слухи о попытке насильственного обращения Иосифа в ислам. И это — «лишь одно из тысячи злодейств».
П.С. Паллас упомянул о том, что, желая получить от караимов «добровольные» воздаяния, ханы угрожали вырубкой деревьев, растущих в Иосафатовой долине.
Характерна караимская легенда Ага-думпа (тат. «Ага опрокинулся»), рассказывающая о конфликте между караимами и османской администрацией Каффы. Согласно легенде паша́ (глава каффинского округа) потребовал от караимов соткать для него огромное количество дорогостоящей пряжи или вместо этого отдать по мальчику из каждой караимской семьи в янычары. Казалось, ничто не могло спасти караимов, но решивший покататься на лодке паша утонул, и община была спасена. С того момента в память о своём чудесном спасении караимы Каффы ежегодно устраивают специальный праздник Ага-думпа, для которого изготавливается сладкое блюдо ступеч из сахара и муки.
В 1777 году ханы стали пытаться взимать с караимов незаконные денежные платежи в дополнение к джизии и хараджу. В этом году хан Девлет Гирей, желая ограбить караимов, живших в Чуфут-Кале, возвел на них навет, будто караимы нашли в земле наполненный золотом монастырской сосуд. Хан приказал снова наполнить найденный сосуд золотом возвратить ему. Столько золота у караимов, конечно, не было и никакого сосуда они, конечно, не находили. И все же, чтобы спастись, они вынуждены были выплатить хану колоссальную сумму в 1200 гурушей. На этом их тяготы не закончились. Зажиточные караимы сильнейшим образом пострадали в ходе междоусобной войны между Девлет и Шагин Гиреями. Так, напавшие на село Биюк Озен-Баш татары «поймали несколько человек из караимов, в числе которых были женщины и дети, и мучили их разными истязаниями, требуя выдачи золота, серебра и показать те домы, где находится добыча». Позднее нападению подвергся и Кючюк Озен-Баш. По словам караимского хрониста Азарии, в результате нападения несколько десятков караимов было убито, а остальные вынуждены были оставить свое имущество и бежать в Чуфут-Кале:
«Посланные из Чуфут-Кале, для отыскания погибших в упомянутом нападении на Узен-Баш, привезли их мертвые останки; весь наш народ зарыдал, плач и стоны были всеобщие, потому что эти несчастные жертвы были люди честные и благонамеренные». Еще позднее двое караимов были повешены ханом в Гёзлёве и Бахчисарае по доносу местных армян. Азария печально пишет: «Они погибли безвинно. Да рассудит Господь между ними и виновниками их безвинной смерти».
В 1792 или 1793 году татары изгнали караимскую общину с Мангупа[2].
Привлечённые в Балаклаву в XVIII веке греки воровали караимских девушек.
В 1829 году евреям запретили селиться в г. Севастополь, а в 1893 году — в Ялте.
Чтобы избавиться от антисемитизма, насаждаемого царскими властями, караимские лидеры, такие как Авраам Самуилович Фиркович и Серая Маркович Шапшал, положили начало «тюркизации караимов», которая, нужно признать, спасла караимов от расправы в годы оккупации полуострова немцами.
В период революции 1905—1907 годов произошли еврейские погромы в гг. Евпатория, Керчь, Симферополь, Феодосия (дважды).
Так, 18 октября 1905 года в Симферополе губернатор Тавриды Евгений Николаевич Волков с балкона собственного дома поприветствовал и благословил «патриотических» манифестантов и выделил им оркестр. Вскоре, недалеко от дома губернатора, колонна «патриотов», идущая с оркестром и портретами царя, встретилась с участниками демонстрации, посвящённой «Манифесту 17 октября». Один еврей-революционер с палкой в руках попытался завладеть портретом царя. Со стороны «патриотов» раздались крики «Бей жидов!» Толпа выплеснулась на улицы Симферополя, где начался погром учреждений, где скрылись революционеры, а также еврейских магазинов, магазинов, мастерских. В городе вспыхнули пожары. Полицейские и военные поначалу оставались только сторонними наблюдателями, не прекращая действия толпы. По свидетельству свидетелей событий, во время погромов по улицам проезжал губернатор и погромщики перед ним раскланивались. Свидетели сообщали, что погромщики кричали, что «губернатором разрешено 3 дня громить». Жертвами погромов стали 43 еврея, 20 караимов, армян и русских.
Еврейская самооборона в ряде случаев сумела оказать серьёзное сопротивление погромщикам.
В разных городах Крыма в 1918 году от матросского террора погибли такие известные караимские деятели, как художник М.М. Казас, подполковник в отставке Ю.И. Харченко, его брат, промышленник Ф.И. Харченко, купцы А.С. Казас, Е.С. Кефели, И.Е. Прик, штабс-капитан М.И. Гелелович, фабрикант А.М. Кефели, директор Сельскохозяйственного банка Б.И. Бобович, один из совладельцев симферопольской кондитерской фабрики М.Я. Шишман и многие другие. Во время прихода большевиков из Симферопольского совета были выведены отделения таких еврейских политических партий, как Бунд и Поалей Цион.
Бывшие в это время в Крыму халуцим Геня Майзлис и И. Косовский описывают, как тяжела была ситуация в период правления генерала А.Я. Слащева-Крымского, когда многих евреев преследовали и убивали по малейшему подозрению в сочувствии большевикам.
Советизация Крыма сопровождалась гонениями на еврейские общественные организации и репрессиями против их членов, а также общими репрессиями, направленными против «врагов Советской власти».
Заселение евреями-трудящимися Крыма встретило сопротивление со стороны крымскотатарской буржуазии, находящейся в том числе и в руководстве КАССР. Дошло и до столкновений. Председателя КрымЦИК В. Ибраимов считал, что в первую очередь нужно обеспечить плодородной землей крымских татар (он и сам был крымским татарином).
С 1932 года власти стали урезать земельные фонды КОМЗЕТа в Крыму.
В конце 1930-х годов еврейские районы Крыма потеряли статус еврейских, были закрыты газета на идиш «Ленинвег», Крымский еврейский колхозный театр, еврейские школы были переведены на русский язык.
В ходе Холокоста в Крыму погибло около 40 тысяч евреев и крымчаков[3], уничтожены еврейские поселения, которые затем заселили неевреи.
Ибраимов Азиз работал в охране в лагере военнопленных в городах Керчи, Феодосии и Симферополе, систематически занимался расстрелами военнопленных красноармейцев, я лично видел, как Ибраимов в Керченском лагере расстрелял 10 военнопленных. После перевода нас в Симферополь Ибраимов специально занимался установкой и розыскиванием скрывающихся евреев, он лично задержал 50 человек евреев и принимал участие в их уничтожении. Активно участвовал в расстрелах военнопленных командир взвода „СД“ татарин Усеинов Осман и добровольцы Мустафаев, Ибраимов Джелял и другие»[4].
В августе 1945 года подавляющее большинство еврейских колхозов и поселков были переименованы: Фрайдорф — в Новоселовское, Лариндорф — в Первомайское, Майфельд — в Майское и т. д.
После войны в Крыму, как и по всей стране, евреев стали ограничивать, не позволяя занимать руководящие посты[5]. Впрочем, какие-то должности евреи всё же занимали[6].
После развала СССР в Крыму наряду с позитивными переменами происходили и негативные. В 2005 году ЭЕЭ пишет: «Ряд органов периодической печати Крыма ведет антисемитскую пропаганду. Так, газета «Дзвин Севастополя», орган общества «Просвита» имени Т. Шевченко, постоянно публикует статьи о «жидомасонах, губящих Украину». В Севастополе активно действуют группы скинхедов».
Утром 28 февраля 2014 года свастики и антисемитские надписи были обнаружены на главном входе и на фасаде синагоги «Нер-Тамид» в Симферополе. Акт вандализма первым заметил активист общины Анатолий Исаакович Гендин[7].
В апреле 2014 года в Севастополе опять осквернили памятник Жертвам Холокоста[8].
Источники[править]
- ↑ Э.И. Соломоник. «Древнейшие еврейские поселения и общины в Крыму»
- ↑ М.Б. Кизилов. «Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней»
- ↑ М.И. Тяглый. «Места массового уничтожения евреев Крыма в период нацистской оккупации полуострова, 1941—1944. Справочник»
- ↑ https://alushta24.org/blog/topic/3588/
- ↑ Я.Е. Браул - И.В. Сталину об антисемитизме в Крыму
- ↑ Секретарь крымского обкома ВКП(б) Н.В. Соловьев - секретарю ЦК А.А. Жданову по поводу письма Я.Е. Браула
- ↑ На входе в симферопольскую синагогу появились свастики и надпись "Смерть жидам"
- ↑ https://sevastopol.press/2014/04/22/v-sevastopole-opjat-oskvernili-pamjatnik-zhertvam-holokosta/