Евреи в Крымской войне
Евреи в Крымской войне — участие евреев в Восточной кампании.
Российская сторона[править]
При Николае I евреев стали забирать в армию, и, соответственно, они участвовали в Крымской войне.
Если в 1844 году в морское ведомство поступило 250 рекрутов-евреев, то в 1851 году — 400.
В 1853 году при отделении особых губерний для комплектования обоих флотов, было установлено, что в морское ведомство будут «по прежнему» назначаться рекруты из евреев «сто человек или более, смотря по числу собираемых рекрут».
К началу Крымской войны (данные на 1 января 1853 года) в числе нижних чинов морского ведомства евреями по вероисповеданию числились 2 585 человек ((1 505 на Балтийском флоте, и (1 081 в Черноморском). Ещё 289 нижних чинов числились евреями, принявшими христианскую религию.
Для нужд Крымской войны царским правительством было произведено два набора, причем христиане западной полосы дали по 19 рекрут с 1000 жителей, христиане восточной полосы — по 9 рекрут с 1000, а евреи — по 30 рекрут с 1000.
Фридрих Энгельс 9 января 1854 года в New-York Daily Tribune описывал Синопское сражение следующим образом:
Возможность обойтись без применения морской тактики, без каких-либо маневров была очень на руку русским, чей черноморский флот, судовые команды которого состоят почти исключительно из «пресноводных моряков» [«land lubbers»], особенно из польских евреев, имел бы мало шансов на успех в сражении в открытом море с турецкими судами, располагающими хорошими командами[1].
Хотя в составе только Черноморского флота в 1854 году числилось 1410 евреев, всё же Энгельс явно преувеличивает их пропорцию во флоте.
В своих воспоминаниях полковой адъютант Владимирского пехотного полка, поручик Горбунов рассказывал о героизме офицеров и солдат из Молдавии:
— Во 2-й мушкетерской роте был рядовой Белинский (иудейского закона), о котором нельзя не вспомнить. Белинский был хороший портной и отличный стрелок, постоянно ходил в ложементы, храбро дрался на вылазках и во время нападений. Не желая перейти в Православие, он уклонялся от всех предлагаемых ему снисхождений, не желал производства поэтому в унтер-офицеры и не получал знака отличия военного ордена, который вполне и неоднократно заслужил. Словом, личность этого еврея-солдата заслуживает вдвойне похвалы – как храброго защитника, так и твердого в убеждениях человека.
В первых рядах Владимирского полка шествовал Лейб Арье Лев, горнист.
Выписка из журнала, куда заносили данные раненых, поступивших в госпиталь:
Матрос Лейба Бронштейн, Люблинской губ., Седлецкого уезда, дер. Жемблой, из евреев, в службе с 1852 года. Ранен 29 марта 1855 г. на Корниловском бастионе.
Мастеровой Мошка Гольдберг, 17-го рабочего экипажа. На Корниловском бастионе ранен 5 августа осколком бомбы в правое плечо, рана большая и гангренозная.
Мастеровой Мотель Леванович, 12-го рабочего экипажа. На Корниловском бастионе 29 мая ранен в правый висок.
Мастеровой Моисей Маркович, 11-го рабочего экипажа. На Корниловском бастионе 10 апреля 1854 г. ранен ядром в левую ногу.
В военных госпиталях в годы Крымской войны работали врачи-евреи. В армии недоставало военных врачей. Были приглашены для службы в военных госпиталях вольнопрактикующие. В том числе на призыв правительства откликнулось шесть частных врачей из иудеев: отставной титулярный советник Розен и не имеющие чинов доктора Маргулиус, Шорштейн, Бертензон, Дрей и Пинскер. После войны новый царь Александр II подписал рескрипт о награждении всех перечисленных медиков орденом Святого Станислава III степени. Это оказался первый случай награждения подданных Империи иудейского вероисповедания российскими орденами[2].
Исаак Слуцкий из Белоруссии сиротой попал в школу кантонистов. Исаак сражался на бастионах Севастополя. Он провёл в боях все 349 дней обороны. После войны как защитнику города, ему было дано право на проживание там и владение собственностью.
Согласно историческим исследованиям, в составе российской армии при обороне Севастополя сражалось более 2500 евреев: солдат, матросов и кантонистов. Из них порядка 500 (по другим данным, от 1 до 3 тысяч) погибло в боях.
Некоторым евреям — участникам войны власти разрешение проживать в Севастополе. Так стали известны потомки участников первой обороны Севастополя: Зусмана, Вайнриба, Исаака Слуцкого, Якоба Штернера, Лейба Пантофеля, Давида Кацлана, Мордуха Колтуновского.
К 1 января 1856 года в числе нижних чинов морского ведомства евреями-иудеями числились 2 014 и евреями, принявшими христианство 298. При этом в балтийском ведомстве евреев насчиталось 1 528 человек (2,39%), а в черноморском 486[3].
В числе участников войны: Николай Осипович Адельсон, Василий Александрович Гейман, Самуил Алексеевич Грейг, Василий Абрамович Шпейер и др.
Кораблестроитель Шлёма Мошкович Рафалович.
Борис Семёнович Якоби выдвинулся как создатель морских мин.
Александр Людвигович Штиглиц во время Крымской войны сделал два крупных пожертвования (по 5000 рублей каждое): в 1853 году — в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году — в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе.
Караимы в Крымской войне[править]
Во время Крымской войны Сима Иосифович Кефели был заступающим место севастопольского городского головы.
Моисей Аронович Пампулов оказывал помощь армии.
Кроме того, чуфуткальский и бахчисарайский газзан Соломон Абрамович Бейм выполнял секретное задание российского командования по сбору агентурной информации об умонастроениях среди крымских татар, не вызывавших особого доверия у правительства[4].
Сима Соломонович Бабович (1788—1855), евпаторийский купец сначала 2-й, затем 1-й гильдии, евпаторийского городского головы, обладателя шести золотых медалей «За усердие» и «За усердную службу» разного достоинства, возглавлявшего до своей смерти Таврическое караимское духовное правление, то в годы войны он уступает свой дом в Карасубазаре под лазарет для многочисленных больных и раненых солдат, направленных сюда из Симферополя из-за острой нехватки мест.
В самом конце 1855 года группа из пяти человек — мещан и купцов — была награждена золотыми и серебряными медалями «За услуги, оказанные во время обороны Севастополя». 31 декабря к наградам были представлены: севастопольский купец 2-й гильдии Яков Софер (золотая медаль «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте), севастопольский купеческий сын Соломон Софер (такая же медаль, но для ношения в петлице), евпаторийский мещанин Абрам Зурн (Зурна) и бахчисарайский мещанин Сима Сапака (Сапак) (серебряные медали «За усердие» для ношения в петлице на Аннинских лентах), а также трокский мещанин Иосиф Безикович (серебряная медаль «За храбрость» для ношения в петлице на Георгиевской ленте). К медали был представлен еще один севастопольский купец 2-й гильдии Исаак Шапшал, державший лавку в осажденном Севастополе.
Предводитель дворянства Евпаторийского уезда прислал список-представление из 25 человек, большинство из которых были караимы: бердянский купец 1-й гильдии Мортхай Пашевич Шайтан (жертвовал припасы и деньги на содержание войск, предоставлял подводы для передвижения полков по уезду); севастопольский купец 2-й гильдии Мортхай Айваз (оказывал услуги во время обороны Севастополя), ранее награжденный золотой медалью для ношения на шее и медалью «За защиту Севастополя»; евпаторийский 3-й гильдии купеческий сын Мортхай Гелелович (предоставил войскам свой земельный участок с колодцами, а также лошадей для казаков и скот, снабжал их подводами для перевозки солдат и грузов); евпаторийский купец 3-й гильдии Исаак (Исак) Шайтан (жертвовал деньги); гласный Евпаторийской городской думы мещанин Захарий Садук (Садуков) (оказывал материальную помощь); евпаторийский 2-й гильдии купеческий племянник Моша Айвазович Синани (оказывал материальную помощь); бургомистр Евпаторийского городового магистрата евпаторийский 2-й гильдии купеческий брат Яков Айваз (оказывал материальную помощь), ранее награжденный серебряной медалью «За усердную службу»; бердянский 2-й гильдии купеческий сын Сима Ходжаш (Хаджаш) (оказывал материальную помощь); ратман Евпаторийского городового магистрата мещанин Мортхай Мошевич Ходраш (жертвовал на продовольствие); ратман Евпаторийского городового магистрата мещанин Яков Берахович Шамаш (снабжал войска продовольствием, участвовал в установлении порядка в городе); потомственная почетная гражданка Гавва Юфудовна Пампулова (пожертвовала на военные нужды дрова и соль); ратман Евпаторийского городового магистрата купец 2-й гильдии Мортхай Бота (жертвовал на продовольствие); бердянский купец 2-й гильдии Авраам Ормели (расквартировывал в Евпатории солдат, предоставил свои магазины для размещения там нижних чинов и содержал их); севастопольский купец 2-й гильдии Юфуда Мичри (оказывал услуги во время обороны Севастополя), ранее награжденный серебряной медалью на Владимирской ленте и медалью «За защиту Севастополя»; бердянский купец 1-й гильдии Мортхай Моисеевич Шайтан (предоставил войскам свой земельный участок с колодцами, участвовал в их снабжении); евпаторийский купец 2-й гильдии (будущий караимский гахам) Бабакай Бобович (жертвовал деньги и припасы на содержание войск и пособия раненым); севастопольский купец 2-й гильдии Тотеш Шакай (жертвовал припасы); евпаторийский купец 3-й гильдии Вениамин Минаш (оказывал материальную помощь); а также упомянутые выше евпаторийский потомственный почетный гражданин Моше Пампулов, евпаторийский купец 2-й гильдии Моше Луцкий и евпаторийский мещанин Моше Нейман (охраняли жителей Евпатории от грабежей и беспорядков, жертвовали деньги). Ходатайство о награждении перечисленных караимских купцов и мещан было удовлетворено.
В 1856 году медали «За защиту Севастополя» получили Бабакай Ильич Рофе, Абрам Соломонович Тепси и купец Шелеме Казас, а караим С.Б. Шоле имел в общей сложности три различные награды за Крымскую войну[5].
Союзники Османской империи[править]
В войне участвовали: Чарльз Фредерик Шомберг, Чарльз Лоуренс д'Агилар, Фредерик Джон Голдсмид, Леопольд Се, Моисей Борис, Готлиб Вильгельм Лейтнер, Антоний Езёранский, Мишель Леви и др.
Погибшие в ходе боев евреи были погребены на Братском кладбище в Севастополе.
Памяти еврейских солдат, павших за Отечество при обороне Севастополя[править]
Памяти еврейских солдат, павших за Отечество при обороне Севастополя — мемориал, расположенный в Севастополе, посвящённый памяти еврейских солдат, павших при обороне Севастополя.
Благодаря стараниям и хлопотам купца Савелия Шмерлинга в 1864 году на склоне Панайотовой балки был установлен памятник авторства одесского скульптора Франсуа Вернета (1800—1865). На обелиске надписи на русском и иврите: «Памяти еврейских солдат, павших за Отечество при обороне Севастополя во время войны 1854—1855 гг.».
29 августа 2004 года состоялось открытие обновленного монумента воинам-евреям, павшим за Отечество при обороне Севастополя. Рассказывает заслуженный архитектор, академик Украинской академии архитектуры Адольф Львович Шеффер: «Впервые посетив лет двадцать назад этот дальний уголок Морзавода, я увидел сиротливый еврейский памятник великой и кровавой обороны. В числе многих памятников- мемориалов этот обелиск скульптора ХIХ века Франсуа Вернета был возведен одним из первых в городе и вошел в блестящую плеяду архитектурных военных ансамблей , посвященных Крымской войне. Благодаря многим морзаводчанам, долгие годы сохранявшим эту реликвию, людям с отзывчивыми сердцами, мы получили возможность почтить светлую память еврейских солдат — героев Первой обороны Севастополя. Необходимо отметить благородную миссию журналиста Бориса Гельмана, открывшего историю возникновения памятника, великолепную работу реставратора Евгения Борецкого. В 2004 году этот мемориал вышел из тени забвения. Для меня лично соучастие в проектировании и реставрации этого некрополя явилось ещё одним приобщением к святому делу восстановления памятников Севастополя».
Борис Никодимович Гельман, редактор газеты «Рассвет» отметил: «событие, которое мы сегодня отмечаем, – одно из самых знаменательных в новейшей истории Севастопольской еврейской общины. С 1992 года, когда нам впервые довелось поклониться этому памятнику, мы постоянно лелеяли мечту о реставрации обелиска – подлинного, зримого свидетельства воинской доблести евреев в Крымской войне, сражавшихся в русской армии».
Источники[править]
- ↑ https://online-knigi.org/books/nauchno-obrazovatelnaya/filosofiya/page-158-79358-sobranie-sochinenii-tom-9.html
- ↑ https://stmegi.com/posts/116731/evreyskie-voiny-v-krymskoy-voyne/?ysclid=m2u8ft19vo951811263
- ↑ https://www.academia.edu/29803202/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5_%D0%B2_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5_%D0%B2_XIX_%D0%B2_Jews_in_the_service_of_the_Russian_Navy_in_the_19th_century_%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B2_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5_%D0%A1%D0%9F%D0%B1_2012_C_111_121
- ↑ https://hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney26.html?ysclid=m2u8g287mm697064657
- ↑ https://krimoved-library.ru/books/alminskie-chteniya-materiali-nauchno-prakticheskoy-konferencii-vipusk-N-5-14.html?ysclid=m2u8k9qqks560814786