Евреи в Херсонесе Таврическом
Евреи в Херсонесе — еврейская община античного города Херсонес (Корсунь) в Крыму[1].
Общие сведения[править]
Исследователи, работавшие в архиве и фондах Херсонесского музея, однозначно датировали позднеэллинистическим или римским периодом (т. е. II в. до н. э. – I в. н. э.) каменное надгробие с изображением ритуального семисвечника-меноры, найденное во вторичном использовании в стене рыбозасолочной цистерны. Изначально это надгробие находилось, вне всякого сомнения, на еврейском кладбище города.
Одним из наиболее ранних письменных свидетельств о пребывании в Херсонесе евреев являются «Жития святых епископов Херсонских», сообщающие о произошедшем в городе около 300 года восстании против местных епископов. Согласно «Житиям...» в восстании приняли участие не только местные язычники, но и евреи, которые повлекли христианских благовестников «по земле и, побивая их в это время камнями и палками, умертвили».
При расчистке херсонесской «базилики 1935 года» были найдены многочисленные фрагменты осыпавшейся штукатурки, с фрагментами росписей и остатками надписей-граффити на греческом и еврейском языках. Большая часть надписей слишком фрагментарна или трудночитаема. Некоторые из них говорят о том, что, скорее всего, в течение какого-то времени это здание использовалось как синагога. Так, в частности, среди греческих надписей можно прочесть слово «Иудея» и «евлогия» (греч. «благословение, похвала»).
Из надписей на иврите можно прочесть только следующее: слово «Иерусалим», ритуальную формулу «амен амен села» и имя «Анания, сын Шабтая (?)». В имени «Анания бен Ш(?)[а]бт[ай]» патронимик «Шабтай» читается с большим трудом (первая буква больше напоминает «цаде», чем «шин», а от «йуд» в конце фрагмента осталась лишь царапина). С натяжкой можно также прочесть «[ани] Анания катавти» (ивр. «[Я,] Анания, написал»).
Также при реставрации «базилики 1935 года» была найдена известняковая плита с тщательно вырезанными культовыми символами — менорой (семисвечник), рогом — шофаром, украшенным рядом точек, и пальмовой ветвью (лулавом). Так как эта плита была найдена во вторичном использовании в более позднем археологическом слое, ее можно датировать только условно — римским или раннесредневековым временем. Вероятнее всего, эта плита, судя по тщательности и продуманности ее декора, использовалась внутри синагоги (или на входе) в качестве украшения. Похожие плиты с изображением шофара, лулава и семисвечника достаточно часто встречаются в ранневизантийских синагогах Израиля.
Так или иначе, христиане захватили синагогу, и превратили её в церковь:
Таким образом, уже в схеме раннего храма (а не в более поздней базилике VI в.) фиксируется смена конфессиональной принадлежности постройки. Бывшая синагога становится самой ранней из ныне известных церквей Херсонеса. По археологическим данным, это происходит в конце IV - первой половине V в.[2]
Неподалеку от базилики были также найдены два светильника с символами, напоминающими изображение хранилища для свитков Торы, что позволило некоторым исследователям отнести эти находки к памятникам иудейского круга. Все эти факты позволяют прийти к выводу о том, что в IV или V веках н. э. на месте нынешней «базилики 1935 года», очевидно, находилась еврейская молельня (или, что более вероятно, здание, которое в течение какого-то времени использовалось евреями в качестве молельни).
О времени существования этой молельни нет точных сведений. По мнению одних учёных, этот памятник принадлежал местной еврейской общине во 2-й половине IV века, а в конце того же века перешел во владение местных христиан. Д. Коробков осторожно предположил, что разрушение синагоги могло произойти при епископе Капитоне в 90-е годы IV века. Он же указал на тот факт, что приблизительно в это же время, в IV—V веках, были разрушены синагоги в нескольких других византийских городах. Другие учёные полагают, что это здание принадлежало евреям и в V веке; и лишь во 2-й половине V века молельня была разрушена, а на ее месте был возведен византийский храм.
Известна находка иудейского надгробия с изображением девятисвечника, происходящая из низовьев реки Альмы, на приличном расстоянии от Херсонеса[3].
Святой Кирилл, который вместе с братом Мефодием был создателем перевода Евангелия с греческого на старославянский язык, застал в Херсонесе (Корсуни) не только самаритян, но и некую еврейскую учёность в городе:
И придя в Корсунь, научился там еврейской речи и книгам, перевел восемь частей грамматики и воспринял их смысл.
Жил же здесь некий самаритянин и, приходя к нему, спорил с ним. И принес книги самаритянские и показал ему. И попросив их y него, Философ затворился в храме и стал молиться. И получив разумение от Бога, начал читать книги без ошибки. Увидев это, вскричал самаритянин громким голосом и сказал: «Поистине те, кто в Христа веруют, быстро приемлют Дух Святой и благодать». Сын же его крестился тогда, a после того и сам он крестился[4].
Не исключено, что здесь самаритянином назван караим.
Из жития Евстратия Постника, принявшего смерть в Херсоне (Корсуни) в 1097 году, известно, что епархом (начальник области) Херсона был некий крещёный еврей.
Еврейская община Херсонеса просуществовала по мнению историков до конца XI века, точнее до 1096–1097 года, когда византийские власти изгнали их из города.
Заслуга изучения материальных свидетельств присутствия в Херсонесе еврейского компонента принадлежит доктору исторических наук, профессору Элле Исааковне Соломоник.
Михаил Борисович Кизилов отмечает, что в советские годы все находки связанные с евреями в Боспоре, в частности в Херсонесе были засекречены властями и спрятаны от научной общественности в архивах:
Отметим, что все вышеуказанные открытия и находки так и не были опубликованы и продолжали храниться в архиве и фондах Херсонесского музея (напомню, что период, начиная с 1960-х гг. и вплоть до перестроечной эпохи, был временем крайне негативного отношения официальных научных кругов к исследованиям в области иудаики)[5].
На самом же деле, часть артефактов вообще была уничтожена:
Часть коллекции Керченского музея утеряна навсегда. Тогда, скорее всего, были утеряны некоторые еврейские надгробия, найденные в XIX – начале XX вв.[6]
Добавим, что такая картина не только характерна для советского времени, и наблюдается во многих странах.
В художественной литературе[править]
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ Еврейская община Херсонеса
- ↑ Синагога и церковь Херсонеса Таврического - вражда или преемство?
- ↑ C. А. Лейбин. «Обзор памятников еврейской культуры в Крыму»
- ↑ Пространное житие Константина Философа
- ↑ ЕВРЕЙСКАЯ ОБщИНА ХЕРСОНЕСА (ХЕРСОНА) В АНТИЧНОЕ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВРЕМЯ
- ↑ https://www.academia.edu/3706176/%D0%95%D0%92%D0%A0%D0%95%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%98%D0%9D%D0%90_%D0%A5%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%90_%D0%A5%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90_%D0%92_%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%98_%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%92%D0%95%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%95_%D0%92%D0%A0%D0%95%D0%9C%D0%AF_Jewish_community_of_Chersonesos_Cherson_in_ancient_and_medieval_times_In_Ukrainian_Orientalistics_Ukra%D1%97n_ska_Orientalistyka_Edited_by_Vitaly_Chernoivanenko_Kiev_2011_170_187