Евреи в медицине

Евреи в медицине — медицина у евреев и их вклад в данную отрасль[1].
Общие сведения[править]
Древние израильтяне касались медицины как непосредственно, страдая от всевозможных, преимущественно инфекционных болезней (проказа, возможно чесотка, дракункулёз, малярия и шистосоматоз и т. д., делается попытка даже дифференциальной диагностики[2]) и прочей патологией, так и в ввиду древних табу, связанных с менструацией[3].
К ритуальным операциям относится и обрезание[4].
Врачевание в то время носило у евреев сравнительно примитивный характер народной медицины, тем не менее, имелись видимо врачи[5][6][7] и повивальные бабки[8], и даже существует предание, что царь Хизкияху уничтожил лечебник (גנז םפד דפואות), «дабы не отвращал людей от Высшего Исцелителя — Бога»[9]. был ли в те времена у евреев лечебник или нет, но даже если так, то сам факт говорит о господствовавшем невежестве, подтверждаемом убеждением, что исцеление приносит молитва[10], а Бог является врачом еврейского народа[11]. Поэтому в роли целителей нередко выступали пророки, например Илия[12], Элиша[13] и Исайя[14].
С возникновением у евреев государственности, а также после включения в состав крупных и более культурных государств, а также общего накопления и обобщения знаний, евреи в эпоху Талмуда уже обладали довольно обширными медицинскими познаниями, на уровне греко-римских. Так, Мишна и Гемара излагают целую систему патологической анатомии, незнакомой даже древним грекам.
Греческая наука, попавшая к евреям при Селевкидах и римлянах, не всегда превосходила еврейскую:
С распространением греческого образования в Палестине в эпоху Селевкидов еврейская медицина подпала под влияние эллинской медицины. Некоторые отрицательные следы этого влияния сохранились и в галахе. Напр. существует в Талмуде положение, что ребенок, родившийся на 7 месяце беременности, — жизнеспособен; родившийся же на 8 месяце абсолютно нежизнеспособен, так что даже не разрешается нарушить для него субботний отдых (Шабб., 135а; ср. Шулх. Арух Орах-Хаим, 130, §§ 7, 8). Это неверное положение целиком взято у Гиппократа (De Septimestri partu liber, cap. I; De Octimestri partu liber, cap. 1). Утверждение гиппократиков, что эмбрион женского пола позже созревает, чем мужской, и что это находится в связи с длительностью послеродового периода, который после рождения девочки будто бы продолжается гораздо дольше, чем после рождения мальчика (Нурросr., De naturo pueri liber, V, VI), — это утверждение горячо защищалось законоучителем I-го века p. Исмаилом, но справедливо опровергалось другими мудрецами, довольно точно установившими срок созревания зародыша, שפיד מדוקם, одинаковый для обоих полов (Нидда, 30б). Вообще эмбриология достигла в талмудической медицины довольно высокой степени развития не только в сравнении с гиппократовой, но даже в сравнении с галеновой медицины… Сведения о скелете получены на основании исследования человеческого трупа, между тем как остеология Галена составлена на основании изучения скелета обезьяны (Simia Similia), как это доказано было уже Везалием в 17 столетии.
ЭЕЭ отмечает:
Восстановление по Библии конкретных представлений евреев этого периода в области медицины затруднено возможностью разночтения текстов и неоднозначности толкования. Многие библейские указания можно истолковать, лишь предположив, что они основываются на обширных знаниях анатомии человека: понимании сложности строения человеческого тела и анатомической связи между мышцами (шририм) или плотью (басар) и костями (ацамот; Быт. 29:14, II Сам. 19:13, и другие); употреблении в значении, близком к современному, термина «ткань» (рикма; ср. Пс. 139:15); осведомленности о внутренних органах — зеве или глотке (лоа), горле или гортани (гарон), сердце (лев), печени (кавед), матке (рехем), желудке (кева), кишечнике (ме‘аим), почках (клайот) и других. Библии известны значение крови (дам) и кровообращения как необходимого условия жизни (Лев. 17:11); роль дыхания (нешима), полное прекращение которого ведет к смерти (Быт. 7:22); нормальное и нарушенное функционирование сердца (Быт. 45:26); связь между работой сердца и почек (например, Иер. 11:20) и т. д.
Врачи пользовались уважением[15], их труд оплачивался пациентами[16], хотя некоторые врачи, как Абба Умна, могли и бесплатно лечить бедных.
Существовали представления о заразных и наследственных болезнях. Например, в отличие от греков, евреи знали о заразности дифтерии:
Идея о заразительности болезней ясно и отчетливо уже отмечена в самой Библии в законе о «цараат» и в законе о «гноеточивом», זב; эта же идея проглядывает в Талмуде в описаниях дифтерита, אםבדה, где подчеркивается его эпидемический и инфекционный характер (напр. Иер. Таан., III, 66д).
Знали евреи, за многие века до европейской науки, о наследуемости гемофилии (это было установлено при изучении смертельных исходов обрезания[17]):
Относительно наследственности особенно поразительны сведения, имеющиеся в Талмуде о гемофилии и о способах наследственной ее передачи, которая благодаря ее крайней запутанности стала известной европейской медицине лишь с конца 18 столетия.
Также не рекомендовалось жениться на девушке, в семействе которой имеются эпилептики[18].
ЕЭБЭ так описывает пример медобразования:
В палестинских академиях, в особенности в ямнинской — рядом с галахами ритуальными и юридическими преподавались также и медицинские галахи, דופאים הלבות, на это имеется прямое указание (Сифре к Второз., 23, 2); кроме того, в Талмуде весьма часто цитируются медицинские «барайты» с теми же самыми вводными словами: תני דבנן, תנא, תניא, какие употребляются при цитировании барайт богословского или юридического содержания (напр. Аб. Зара, 29а; Недар., 54б и много др.)… Одно время с Салернским университетом на юге Франции существовали еврейские школы, где преподавали и М. Приблизительно в 1000 г. р. Абон, стоял во главе такой школы в Нарбонне, а один из его учеников основал еврейскую медицинскую школу в Монпелье (около 1025 г.).
Цельс Авл Корнелий пишет: «К пластырям, применяемым при ушибе головы, некоторые врачи относят тот, автором которого считается Иудей».
В Мишне часто цитируется врач Тодос, также был известен Асаф бен-Берехия и Шмуэль Ярхинаи, но самым известным врачом-евреем римской эпохи был Адамантий.
Среди операций делалась, например ампутация конечностей, поражённых гангреной[19]. Делалось и кесарево сечение[20]. Осуществлялось вправление перелома или вывиха[21][22], вскрытие гнойников[23], разрезы карбунколов[24].
Имели место и попытки протезирования:
К области хирургии относятся также попытки заменить недостающие члены искусственными. В Талмуде неоднократно упоминается об искусственных ногах קב קיטע и искусственных зубах, שן תותבת. Интересно сообщение Талмуда об овце, у которой омертвела נקרד, часть дыхательного горла, и ей приделали искусственное горло. Такими опытами особенно отличился танна p. Симон б.-Халафта, прозванный за это עםקן בדבדים, то есть экспериментатор (Хулин, 57б).
При операциях применялся различный инструментарий:
Из инструментов упоминаются: трепан (מקדח, Ohol., II, 3) для вскрытия черепа; нож (םבין, Арах., 7а) для обрезания и для кесарского сечения после смерти матери (см. выше) и обыкновенный операционный нож (איזמל, Шабб., 130а). Кроме того, специально для кровопускания: ланцет (בוםילתא; Моэд Кат., 28а; Мак., 21а и Шаб., 129а); скальпель для вскрытия вены (מםמד, собственно гвоздь; всякий острый инструмент вообще; Майм., Kel., XII, 4). В некоторых случаях, напр. при удалении омертвелых костей, советуют употреблять костяные инструменты (Хул., 77а), а края фистулы мужского члена освежаются при помощи ячменного зерна (Иеб., 76а).
В Тосефте описан случай удачной трепанации[25].
Для чистки зубов пользовались щепкой[26]; которую также вставляли между зубами, чтобы выпрямить их[27]. Больные зубы вырывали[28], а также сверлили, возможно для очищения от камня[29]
Не лишено интереса, что проглотившему пиявку предписывают пить уксус[30] или проглотить клопа чтобы вызвать рвоту[31]. Таким образом, евреи знали об опасности гирудиноза и искали способы изгнания пиявок из тела.
Для лечения использовались различные лекарственные растения (в Талмуде упоминается более ста их видов), бальзамы, а для профилактики — гигиенические омовения и правильное умеренное питание, тщательное пережёвывание пищи[32].
В Средние века медицина стала уже одной из распространённых у евреев профессий: даже многие короли и римские папы имели евреев-медиков. Начиная с Масарджавая было множество евреев врачей.
Несмотря на длительный запрет на высшее образование, евреи внесли огромный вклад в медицину и в Новое время, а с конца 19 века значение евреев в медицине стало ещё более заметным.
Вероятно, как и в случае с евреями-учёными, евреев-врачей было столь много по той причине, что медицина была одним из немногих сфер, где евреи могли делать карьеру, так как в госапппарат и прочие сферы их не впускали.
См. также[править]
- Евреи в биологии
- Евреи в астрономии
- Евреи в математике
- Евреи в физике
- Евреи в химии
- Евреи в инженерно-конструкторской деятельности
- Наука в Израильском и Иудейском царствах
- Евреи в кибернетике и информатике
- Здравоохранение в Израиле
Источники[править]
- ↑ КЕЭ, том: 5. Кол.: 201—217.
- ↑ Левит, 13
- ↑ Левит, 15
- ↑ Быт 21:4
- ↑ Быт 50:2
- ↑ Иов 13:4
- ↑ Сангед., 17б
- ↑ Быт 25:17
- ↑ Бр. 10б; Псах. 56а
- ↑ Быт. 20:17-18
- ↑ Исх., 15, 26
- ↑ I Ц. 17:17-22
- ↑ II Ц. 4:18-35
- ↑ Исайя, 20:7
- ↑ Бен-Сира 28:1
- ↑ Бава Кама 85а
- ↑ Хул., 47б; Шабб., 134а, Toc. Шабб., XVII, 5; Иер. Иеб., VI
- ↑ Иеб., 64б
- ↑ Иер. Наз., VI, 55d
- ↑ Арах., 7а
- ↑ Шаб., XXII, 6
- ↑ М. Бехор., VI, 7
- ↑ Эдуиот, II, 5; Шаббат, 107а
- ↑ Аб. Зара, 28а
- ↑ Огол., II, 6
- ↑ Беца, IV, 6; Toc. Бец., III, 18; Иер. Дем., III, 23в
- ↑ Toc. Шаб., V(IV), 1; Б. Б., 15б; Арах., 16б
- ↑ Пес., 113а
- ↑ Баб. Кам., 26б
- ↑ Аб. Зара, 12б
- ↑ Иер. Бер., IX, 13с
- ↑ Шаббат, 33а; 140б; 152а