Шмуэль Ярхинаа
Шмуэль Ярхина‘а (Шмуэль Ярхинаи, Мар-Самуил, Мар Шмуэль, Самуил Ярхинаа га-Коген, англ. Samuel of Nehardea, Samuel bar Abba, ивр. שמואל ירחינאה) — вавилонский амора первого поколения, законоучитель, судья, врач и астроном[1].
Биография[править]
Мар («господин») Шмуэль родился около 165 года в Негардее в Вавилонии (Еврейский экзилархат в Вавилонии). Сын аморая Абба бен-Абба ха-Кохена.
Рождение Шмуэля окружено легендой[2]. Его отец Абба бен-Абба, который был известен преимущественно под именем אבהדשמואל, «отец Шмуэля», торговал шёлком.
Однажды р. Иуда бен-Батира, живший в Низибисе, заказал у Аббы шёлковое платье, однако когда Абба доставил заказанное платье, р. Иуда отказался принять его, говоря, что это поручение было только словесное и, следовательно, оно для него не обязательно. На это Абба ему сказал: «Слово учёного представляет большую гарантию, чем деньги». «Ты прав, — ответил ему р. Иуда, — и за то, что ты придаёшь большой вес данному слову, пусть Бог вознаградит тебя сыном, по качествам своим не уступающим пророку Самуилу, и его слова будут признаны всем Израилем, как истинная правда». Вскоре после этого у Аббы родился сын, которому он дал имя Шмуэль[3].
Ещё мальчиком Шмуэль обнаружил редкие способности[4]. Его отец Абба бен Аббы, сам выдающийся законоучитель, признанный таковым и Аббой Арикой[5], стал заниматься со своим сыном[6]. Найдя себя неподходящим для этой роли, Абба послал своего сына в Низибис и отдал в школу того законоучителя, который пророчил ему рождение мальчика[7]. Шмуэль, вероятно, остался на недолгое время в Низибисе и вернулся в Негардею, где учился под руководством Леви бен-Сиси, переселившегося в Вавилонию из Эрец-Исраэль, который имел глубокое влияние на Шмуэля. Последний сделал быстрые успехи и достиг такого значения, что в скором времени стал равным своему учителю[8].
Кроме Библии и устного учения, которые в то время составляли обычные предметы преподавания в школах, Шмуэль изучал также и другие науки. Вероятно, что Шмуэль сопровождал своего отца во время его путешествия в Эрец-Исраэль[9].
Согласно одному сообщению Талмуда Шмуэль лечил р. Иехуду I ха-Наси от глазной болезни[10]. Шмуэль к этому времени был слишком молод, чтобы учиться непосредственно под руководством Иехуды I ха-Наси (мнение, что Шмуэль посещал бет-мидраш Иехуды ха-Наси нечем не подкрепляется — у Шмуэля нет ни одного упоминания этого факта), и поэтому занимался у его учеников, в основном у p. Хама бен-Ханина[11][12].
После того, как Шмуэль приобрёл в Эрец-Исраэль существенные познания, изучив всю Мишну в редакции р. Иуды I и другие сборники традиционного учения, он оставил Святую Землю, по-видиомму вместе с отцом, и вернулся в Нагардею.
По данным Midrash Koheleth, общался с философом Плотином[13].
Во главе бет-дина и иешивы Нагардеи[править]
Слава Шмуэля как законоучителя предшествовала ему, и вокруг него собралось известное число учеников. Так как Шмуэль прославился в основном как законовед гражданского права, его ученик, экзиларх Мар-Укба I (он каждый день после занятий лично провожал учителя до дома[14]), назначил его судьёй в негардейском бет-дине, где Шмуэль заседал вместе со своим другом Карной. Этот бет-дин в то время считался образцовым: Шмуэль и Карна назывались «судьями всей диаспоры» (דײני גולה)[15].
После смерти р. Шилы, «ректора» Негардейской академии (ריש םדרא), Шмуэль был назначен на эту должность после того, как Абба Арика отказался от неё, так как не хотел занять этот высокий пост в местожительстве Шмуэля[16]. Негардейская академия вступила в свой цветущий период во время ректорства Шмуэля и рядом с академией Суры, основанной Аббой Арикой, приобрела большую славу. Абба Арика в Суре и Шмуэль в Негардее содействовали независимости Вавилонии от Эрец-Исраэль в культурном отношении. Вавилонию с тех пор стали считать второй Святой землёй. Шмуэль говорит: «Подобно тому, как нельзя эмигрировать из Эрец-Исраэль в Вавилонию, точно так же нельзя эмигрировать из Вавилонии в другие страны»[17].
После смерти Рава, его лучший ученик р. Гуна, добровольно отказался занять должность ректора в Суре и подчинил себя Шмуэлю, обращаясь к нему за разрешением всех трудных религиозно-правовых вопросов[18].
Шмуэль отличался скромностью, снисходительным обращением и отсутствием эгоизма. Он говорит: «Человек не должен исключить себя из общества», а должен видеть свое счастье в благополучии общества[19]. В заботах ο беспомощных сиротах Шмуэль ставит всякому суду в задачу быть попечителями сирот[20], и, исходя из этого, он разъяснил, что долг сиротам не может быть отпущен в субботний год, хотя бы просбол не был написан[21].
В споре Шмуэль иногда приводил доводы в пользу мнения противника и даже соглашался, что к руководству должно быть принято мнение оппонента[22].
Вклад в медицину[править]
Как сказано выше, Шмуэль вылечил Иехуду ха-Наси от болезни глаз[23], и обладал медицинскими познаниями; это видно из его изречений и диетических правил, сохранившихся в Талмуде. Врачебные предписания Шмуэля вообще часто цитируются в Талмуде. Шмуэль боролся со взглядом, принятым тогда и среди интеллигентных классов, будто болезни человека обязаны своим происхождением влиянию дурного глаза, и разъяснил, что этиологию болезней следует искать во вредном влиянии воздуха или других космических условий на человеческий организм[24]. Желудочно-кишечное расстройство Шмуэль приписывает перемене в обычной обстановке жизни[25]. Недостаточно обсушенное лицо предрасполагает по его мнению к экземе, חםפניתא[26]. Шмуэль, как уверяли, знал способы лечения большинства болезней (он утверждал, что умеет лечить все болезни, за исключением трёх)[27], особенно был специалистом в области глазной терапии[28]. Шмуэль изобрёл особую мазь для лечения глаз, которая носила его имя «Килурин Мар Шмуэль» (קילורין רמר שמואל [κολλύριον]), хотя он сам утверждал, что мытьё глаз холодной водою утром и умывание рук и ног горячей водою вечером лучше всяких мазей[29]. Иногда вместо своей подписи Шмуэль изображал пальмовую ветку[30]; вероятно, это было профессиональной эмблемой врачей[31].
Кроме того, Шмуэль открыл несколько болезней у животных[32].
Вклад в астрономию[править]
По причине скудости данных Талмуда нельзя точно определить успехи Шмуэля в астрономии, но он умел решать трудные математические проблемы и объяснять некоторые явления. Шмуэль сам свидетельствует: «Хотя мне знакомы пути звёзд на небе, как пути родного города Негардеи, я, однако, не в состоянии определить натуру и движения комет»[33]. Шмуэль посвятил себя, в основном, той отрасли практической астрономии, которая имеет отношение к календароведению, составлявшему предмет изучения в талмудических школах. Его астрономические познания относительно движений Луны давали ему возможность определять начало месяца ראש חדש, как это было установлено в Эрец-Исраэль, и, по его словам, он мог бы избавить Вавилонию от необходимости праздновать вторые дни праздников[34]. Шмуэль составил календарь на 60 лет и послал его р. Иоханану в Эрец-Исраэль как доказательство своих познаний[35]. Шмуэль имел прозвище «Ярхинаа» ירחינאה (ירח = «месяц») благодаря его познаниям в календарной науке и умению самостоятельно определять начало месяца[36]. Согласно Крохмалю[37], другое прозвище Шмуэля, Шокед, «Schoked», שוקר, также означало «астроном»[38], однако более приемлемо мнение Гофмана, что «Schoked» («Schakud»[39]) означает «прилежный, усердный». Это прозвище дано было Шмуэлю потому, что, несмотря на его занятия медициной и астрономией, он большую часть времени посвящал изучению еврейского закона. Шмуэль мог составить календарь для любой страны диаспоры[40].
Вклад в экономику[править]
Шмуэль владел обширными земельными угодьями, которые достались ему в наследство от отца[41], и имел рабов[42].
Стремясь облегчить участь бедняков, продукцию своих угодий пускал на продажу только в периоды дороговизны, назначая низкие цены, издав постановление, что торговец не должен иметь пользы больше, чем 1/6 стоимости продаваемой вещи (Шмуэль полагал, что коммерческая прибыль не должна превышать 1/6 стоимости товара)[43].
Разрешил отдавать в рост деньги, принадлежащие сиротам[44].
Шмуэль пресекал попытки торговцев использовать спрос, порожденный религиозными нуждами евреев, для взвинчивания цен на необходимые предметы[45].
Будучи убеждённым противником аскетизма[46], Шмуэль осуждал даже тех, кто умерщвляет плоть во исполнение обета[47]. Призывал наслаждаться земными благами[48], требуя лишь, чтобы при этом произносились соответствующие бенедикции[49].
Вклад в право[править]
На протяжении нескольких десятилетий Шмуэль возглавлял в Нагардее крупную иешиву и влиятельный бет-дин[50]. Ему принадлежит ряд основополагающих суждений по вопросам гражданского законодательства, оказавших большое влияние на современников и на последующие поколения[51].
Как галахист Шмуэль следовал примеру своего учителя Леви бен-Сиси; составленный Шмуэлем сборник барайт, известный в Талмуде под названием תנא דבי שמואל[52], отмечен как наиболее точный и заслуживающий доверия, хотя он не пользовался таким авторитетом, как сборники р. Хия и р. Ошия[53]. Шмуэль часто давал объяснения Мишны[54], но известен он, приемущественно, своими новыми положениями и независимым разрешением вопросов в области ритуального и гражданского права. В первой, однако, его товарищ Абба Арика пользовался бо́льшим авторитетом, и практические вопросы решались согласно его мнению против шмуэля. С другой стороны, в гражданском праве мнение Шмуэль всегда считалось решающим, хотя бы против мнения Аббы Арики[55].
Постановил, что бремя доказательства всегда должно лежать на истце[56].
Как судья Шмуэль старался избежать малейших подозрений в пристрастности: например, он отказался рассматривать дело человека, который однажды подал ему руку, когда он переходил ручей по узкой доске[57]. Полномочия Шмуэля как главы бет-дина были чрезвычайно широки: он мог приговорить виновного к телесному наказанию[58] или тюремному заключению[59]; только бет-дины Шмуэля и Рава практиковали в Вавилонии прозбол (не подлежащие отмене долги в субботний год). Несмотря на серьёзные разногласия с Равом (из-за которых тот покинул в 218 году Нагардею и основал иешиву и бет-дин в Суре), Шмуэль поддерживал с ним тесные связи; Рав, в свою очередь, относился к Шмуэлю с глубоким уважением[60], высоко ценил его ученость[61] и, приезжая в Нагардею, всегда следовал введенным им постановлениям, даже если они расходились с его собственным учением[62]. После смерти Рава около 246 года Шмуэль стал бесспорным лидером вавилонского еврейства, и его постановления были признаны всеми законоучителями Вавилонии, в том числе преподавателями Сурской иешивы[63].
Шмуэль установил принцип дина де-малхута дина — законы страны, где евреи живут, имеют для них обязательную силу[64].
Отношения с персидским царём[править]
Установление вышеупомянутого принципа дина де-малхута дина (закон государства — закон для евреев) уже говорит о глубокой лояльности Шмуэля властям. Хотя евреи в Персии имели свой автономный гражданский суд, Шмуэль, однако, нашёл, что должен быть принят во внимание и персидский закон и что различные еврейские установления должны быть изменены согласно этому закону[65].
Благодаря его лояльности в отношении правительства и дружбе с персидским царем Шапуром I Шмуэль назывался также «Шапур Малка» («Schabur Malka», שבור מלכא — «царь Шапур»)[66]. Другое прозвище Шмуэля «Arioch», אריוך, также объясняется его тесным сношениям с новоперсами и их царём. Древние комментаторы, однако, объясняют это имя иначе[67].
Благодаря влиянию Шмуэля евреи в Персии получили разные привилегии.
Когда персы при взятии города Мазаки (Кесареи) в Каппадокии убили 12 тысяч евреев, восставших против них, Шмуэль отказался совершить установленный траур[68], хотя в целом он высоко чтил память ο потерянной национальной самостоятельности — когда один из его современников украсил свою голову венцом из оливковых ветвей, Шмуэль послал сказать ему: «Голова еврея, украшенная короной в то время, как Иерусалим опустошён, недостойна быть на плечах»[69].
Шмуэль встречался также с нееврейскими учёными, жившими в Вавилонии, с которыми обсуждал естественнонаучные проблемы[70].
Последние годы. Семья.[править]
Сыновья Шмуэля умерли молодыми[71]; известен сын Рабба бар Самуил; две его дочери были уведены в плен во время осады Нагардеи, их привели в Сепфорис, но позднее они были выкуплены законоучителями Эрец-Исраэль[72], но обе рано умерли после того, как вышли замуж за родственников[73]; третья дочь вышла замуж за нееврея[74] (по утверждению Раши, её муж впоследствии перешёл в иудаизм).
Несмотря на то, что воспитал вышедшую за нееврея замуж дочь, Шмуэль связывал возвышение Рима и, в конечном итоге, разрушение Храма с женитьбой Соломона на египетской царевне, которая склонила его к идолопоклонству: «Когда Соломон женился на дочери фараона, с небес спустился ангел Габриэль и посадил в море тростник; осевшая на нем земля образовала берег, где был построен великий город Рим»[75].
Шмуэль считал, что перед приходом Машиаха евреи подвергнутся не бывалым по жестокости преследованиям[76] и что единственной особенностью мессианской эпохи будет освобождение еврейского народа от чужеземного господства[77].
Умер около 257 года в Негардее.
Источники[править]
- ↑ КЕЭ, том 10, кол. 242–244
- ↑ ср. «Halachot Gedolot», Гиттин, конец; Тосаф. Кид., 73а, s. v. מאי
- ↑ Midr. Schemuel, X, изд. Бубера, 39а
- ↑ Иер. Кет., V, 30а; Иер. Пеа, VIII, 21в
- ↑ Кет., 51б
- ↑ Зв. 26а
- ↑ ср. מרדכי к М. Кат., § 889
- ↑ Hoffmann, Mär Samuel, 70
- ↑ Иер. Б. Мец., IV, 9с; Иер. Пес., V, 32a
- ↑ Б. Мец., 85б
- ↑ ср. Hoffmann, l. c., 71—73; Fessier, Mar Samuel, der bedeutendste Amora, 14, прим. 1
- ↑ ТИ., Гит. 9:9, 50г
- ↑ Elia Benamozegh, "Plotino e Samuele," Rivista bolognese I (1868), pp. 862-874.
- ↑ ТИ., Та‘ан. 4:2, 68а; МК. 16б
- ↑ Санг., 17б
- ↑ Послание Шериры, y Нейбауэра, M. J. С., 28
- ↑ Кет., 111a
- ↑ Гит., 66б, 89б; ср. Санг., 17б и Тосаф. ad loc., s. v. אלא
- ↑ Бер., 49б
- ↑ Иеб., 67б, ср. Гит., 37а, 52б
- ↑ Гит., 37а
- ↑ Эруб., 90б; Хул., 76б; Бер., 36а
- ↑ БМ. 85б
- ↑ Б. Мец., 107б
- ↑ Б. Бат., 146а
- ↑ Шаб., 133б
- ↑ Б. Мец., 113б
- ↑ Б. Мец., 85б
- ↑ Шаб., 78а, 108б
- ↑ Иер. Гит., IX, 50d
- ↑ Раппопорт, «Erech Millin», 17
- ↑ Хул., 42б
- ↑ Бер., 58б
- ↑ Рош га-Шана, 20б
- ↑ Хул., 95б
- ↑ Б. Мец., 85б
- ↑ החלוץ, I, 76
- ↑ Иер. Кет., IV, 28в
- ↑ Талмуде Кет., 43б
- ↑ РхШ. 20б; ср. Хул. 95б
- ↑ Хул. 105а, БК. 92а
- ↑ Нид. 47а
- ↑ Б. Мец., 40б
- ↑ БМ. 70а
- ↑ Пс. 30а, Сук. 34б
- ↑ Та‘ан. 11а
- ↑ Нед. 22а
- ↑ Эр. 54а
- ↑ Бр. 35а
- ↑ Гит. 36б
- ↑ Бх. 49б
- ↑ Беца, 29а и др.
- ↑ Послание Шериры, y Нейбауэра, 18
- ↑ Шаб., 104б и др.
- ↑ Бехор., 49б
- ↑ БК. 46б
- ↑ Кт. 105б
- ↑ Эр. 44б
- ↑ Нид. 25б
- ↑ Мег. 22а
- ↑ Хул. 59а
- ↑ Эр. 94а
- ↑ Гит. 66б, 89б
- ↑ Б.-Кам., 113б
- ↑ Б. Мец., 108а; Б. Бат., 55а
- ↑ Б. Бат., 115б
- ↑ Шаб., 53а; Раши, ad loc., ср. Fessier, упомянутое сочинение, 9, прим. 1
- ↑ М. Кат., 26а
- ↑ Иер. Сота, IX, 24в
- ↑ Ав. Зар. 30а, Шаб. 116а, 129а, 156б
- ↑ Шаб. 108а, МК. 18а
- ↑ Кет., 23а
- ↑ Иер. Кет., II, 26с
- ↑ Бр. 16а
- ↑ Шаб. 56б
- ↑ Кт. 112б
- ↑ Бр. 34б