Чала
Чала (тадж. «ни то ни сё») — община насильственно обращённых в ислам евреев в Самарканде, Хиве, Коканде, Маргилане, Шахризабзе и их потомки, тайно соблюдавших некоторые заповеди иудаизма[1].
Бухарские евреи по мусульманскому праву имеют статус зимми, по которому их нельзя было заставлять принимать ислам, однако это часто нарушалось в периоды подъема фанатизма, что часто сопровождалось еврейскими погромами.
Другой причиной принятия ислама становилось преступление. Принятие ислама снимала с еврея наказание за мнимый или реальный проступок.
По мнению бухарских евреев, проживающие в Ходженте (Ходжанд), Самарканде, Каттакургане, Хиве и других городах Центральной Азии группы мусульман (узбеков и таджиков) происходят от обращённых в ислам евреев. Так, в Ходженте часть мусульман ещё в начале 20 века говорила на еврейско-таджикском языке.
В середине 18 веке в Бухарском ханстве, который с 1747 года стал именоваться Бухарским эмиратом, произошло массовое насильственное обращение евреев в ислам, что привело к возникновению общины «анусим», внешне исповедующих ислам.
В первой половине 19 века произошло новое массовое обращение, что значительно увеличило численность общины чала.
Устные и письменные предания бухарских евреев сохранили свидетельства о принятии евреями мученической смерти за отказ отречься от иудейства. Такими источниками являются поэма Ибрахима ибн Аби-л-Хайра «Ба ёди Худойдод» или «Худойдоднома» («Памяти Худайдата» или «Книга о Худайдате», начало 19 века) и рассказ о сброшенных с минарета знатных евреях Бухары, отказавшихся принять ислам.
Обращение евреев в ислам считалось для мусульман праведным делом. При этом, обращавшие старались обратить в первую очередь лидеров общины, за которыми бы последовали остальные евреи. Сам переход происходил при участии муллы.
Чала покидали еврейские кварталы. Отход от предписаний ислама и возвращение к иудаизму каралось смертью.
Чала, однако, продолжали долгое время втайне сохранять верность иудаизму и жили в отдельных районах, стараясь заключать браки в своей среде.
В Бухаре, где была наибольшая концентрацией чала, вокруг еврейских кварталов образовалось 5−7 кварталов чала. Посетивший в 1832 году Среднюю Азию английский миссионер Дж. Вольф оценил численность чала в самой Бухаре в 300 семейств (13% от общей численности евреев в Бухаре).
Чала Хивы, обращённые в ислам в конце 18 века, за столетие полностью ассимилировались.
Общины чала в середине 19 века существовали в Андижане, Кангаре, Катта-Кургане, Коканде, Маргелане, Ходженте, Шахрисабзе. Общее число чала накануне русского завоевания (1864−1884) составляло около 2 500 человек.
После завоевания Средней Азии Российской империей, многие чала, проживавшие на территории присоединенного к России Туркестанского края, вернулись к иудаизму. Небольшая часть чала, проживавших на территории попавшего в зависимость от России Бухарского эмирата, бежали в Туркестанский край, где также вернулись к вере предков.
При последних эмирах Бухарского эмирата Абдал-Ахад Бахадуре (1885−1910) и Мир-Алиме (1910−1920) отношение к чала смягчилось, им часто удавалось проводить иудейские обряды, на что, благодаря взяткам, власти смотрели сквозь пальцы[2].
Российская царская администрация в начале 20 века стала выселять евреев из числа подданных Бухары из пределов Российской империи, но была вынуждена разрешить группе чала — около 160 человек — остаться, так как в Бухаре они были бы казнены.
В 1916 году в Самарканде проживало 250 человек−чала (в 1902 году — 15 семей чала).
В 1920 году Красная армия захватила Бухару, и чала получили возможность вернуться в иудаизм. Однако лишь незначительное их число (в основном обращённые в ислам в предыдущие 50 лет) совершили возвращение.
В советское время лишь потомки чала, проживавшие в Бухаре и Ходженте, официально записанные как узбеки или таджики, представляли собой отдельные этнические группы. Элементы еврейской обрядности ими почти полностью утрачены, своё еврейское происхождение они скрывают. До сих пор около 2 тысяч потомков чала заключают браки в основном лишь в своей среде.
Несколько десятков чала репатриировалось в Израиль после 1989 года.
В 2000 году Мансур Суруш написал роман «Чала».