Война Надир-шаха против евреев
Война Надир-шаха против евреев
Конфликт | Война Надир-шаха против евреев |
Место | Дагестан |
Война Надир-шаха против евреев — насильственное обращение горских евреев в ислам персидским полководцем Надиром-шахом.
Ход событий[править]
В 1731 году персидский военачальник Надир-Шах захватил селение Кусары и обратил всех оставшихся евреев в ислам[1].
Надир-шах также разрушил Шемаху, а её население переселил в Ахсу.
Несколько поселений горских евреев были почти полностью уничтожены войсками Надир-Шаха, ряд других разрушен и разграблен. Спасшиеся от разгрома евреи (например, из Кала-Чираха) поселились в Кубе́ (северный Азербайджан) под покровительством её правителя Хусейн-хана.
Полагают, что из-за Надир-шаха евреи из Дербента переселились в Ава-Сава[2].
Согласно легендам, в 1741 году на горских евреев напал Надир-шах. Когда он овладел Кубой, где еврейская часть города отделяется от мусульманской части рекой и составляет как бы самостоятельный город, он во время богослужения с обнаженным коротким мечом вошел в самую большую синагогу и угрожающе приблизился к кафедре (юхал), требуя от читающего Сефер-Тору отречься от Иудейской религии и принять ислам. Раввин, естественно отказался, предпочитая смерть принятию ислама. Тогда тиран со всего размаха обрушил на него меч. Но в это мгновение раввин машинально поднял Тору. Меч, наполовину разрубив свиток вместе с серебряным футляром, застрял в нем. Надир-шах, видя это, начал умолять раввина, чтобы тот прочитал молитву о пощаде перед Всемогущим такого содержания: «Муса-Пэйгамбаром (Моше-Рабину), пусть простит его (то есть Надир-шаха) Всевышний за то, что он поднял руку на Священное Писание пророка». Шах угрожал сжечь весь город, если раввин откажется выполнить его просьбу. Тогда раввин сам обрушился на него: «Кайся, кайся, злодей. — кричал раввин, — ты осквернил Божий дом и надругался над пророком… Кайся, иначе тебе не бывать ни в удаче, ни в счастье!». Надир-шах, порвав на себе одежду, попросил прощения. Раввин прочитал что-то, а Надир-шаху сказал, что Моше-пророк простит его, если он прекратит издеваться над евреями. Надир-шах приказал прекратилось преследование евреев, которым также было возвращено все награбленное имущество. Затем Надир-шах вместе со своей свитой и остальными воинами покинул еврейскую часть города, так и не учинив кровавой расправы над евреями Кубы. В легенде говорится, что «волею Всевышнего, Тора Моше-Рабину оказалась настоящим щитом для маленькой общины города Кубы»[3].
Предание о разрушении воинами Надир-шаха аула Ахты сохранилось в памяти жителей соседних лезгинских деревень. Евреи Ахты в массе своей отказались принять магоментанство. В деревню прибыл карательный отряд: кони давили копытами детей; взрослых связывали по рукам и ногам и бросали в бурную реку. Часть жителей Ахты все же согласилась принять магометанство. Столь же трагическая участь постигла и евреев аула Джалган в окрестностях Дербента, «кровь которых лили, как воду. Очень немногие из них приняли магометанство».
Надир-шах построил ряд крепостей. Одна из самых важных крепостей была возведена севернее Дербента, на территории Кайтага. Для ее строительства Надир-шаху нужна была рабочая сила — и он пригнал евреев из аула Араг.
В 1746 году Надир-шах поселил в Мешхеде 40 еврейских семей, возможно и пленных[4].
Евреи пытались сопротивляться Надир-шаху, но будучи разбиты, бежали: около 800 еврейских семейств бежало в Засулакскую Кумыкию, находившуюся под контролем России.
«Чудотворная книга»[править]
В легендах или преданиях о тех событиях фигурирует так называемая «чудотворная книга» в старинном кожаном переплет содержит три сочинения средневековых авторов: «Молитвенный ритуал Дня Всепрощения» Моисея Кордоверо (Венеция, год от сотворения мира 5347), «Благо земное» Натана Шапиро (Венеция, 5415) и «Сумерки». На титульном листе раввинским шрифтом выведена надпись, составленная на древнееврейском языке с примесью талмудического арамейского:
«Книга была рассечена мечом, и случилось это в Кусарах. В день шестой двадцать седьмого числа месяца Элул, в году 5494 (1734) пришел туда Надир-шах после того, как он вырезал множество евреев села Кулькат, а остальных ограбил и увел в плен. Уцелели немногие, те, кто укрылись в овчарнях под соломой, в печах и в горных расщелинах. По множеству грехов постигла их Божья кара. Все это было в день шестой до восхода. После того мощь персидского воинства еще не ослабела, и с яростью бросились они на евреев Кусаров, чтобы расправиться с ними, как они рас-правились с израильтянами Куль-ката. Проникли они в Кусары утром после молитвы Шахарит, когда все выходили из синагоги, когда собирались группами — кто за очередным разделом Торы, кто за псалмами Давида, кто за Зохаром, кто за Талмудом и прочее. В это время прадед моего прадеда, праведный мудрец Рувим бен Самуил (да будет благословенна и свята память о нем) сидел во дворе синагоги, а вокруг него сидели рядами его ученики.
Главный начальник, ехавший впереди, ринулся со своим воинством на синагогу, дабы покончить с ними, как он делал раньше, и броситься потом на город, на женщин, детей. Господи, помилуй и поступи с ними по усмотрению Своему. Увидев рабби Рувима, сидящим с книгой в руках, начальник отряда понял, что это глава общины. Выхватил меч из ножен и поднял его, чтобы опустить на голову святого. Рабби уклонился от удара и, подняв книгу, подставил ее под меч. Меч врезался в книгу и рассек ее. Тогда страх объял начальника. Сменив гнев на милость, он сказал: "Книга — это знамение свыше. Каюсь, не причиню вам больше зла ".
Великий владыка повелел всем своим военачальникам и рабам, тысячникам и сотникам, чтобы не вредили они никому в Кусарах, даже курице. А великий рабби обрел благоволение в глазах начальника, и он благодарил рабби и Сказал: "Слава вашему Богу, который удержал мою руку и не дал мне пролить кровь невинных. Все свершилось так, рабби, по благочестию твоему ".
Так, благодарение Богу, были спасены люди и их добро. Воинство персидское воротилось в обиталище свое, а жители Кусаров продолжали пребывать в мире и покое.
А случилось все это в году 494 шестого тысячелетия. Гершон, сын Рабби.»