Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Давид ибн-Мерван Аль-Мокаммец

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Давид (Абу Сулейман) ибн-Мерван Аль-Мокаммец (Аль-Микмас) — философ и искусный полемист[1].

Биография[править]

Уроженец Ракки (Месопотамия), откуда и его прозвище Аль-Ракки.

Жил в 9 и 10 веках.

Авраам Гаркави производит имя «Мокаммец» от арабского «kammaz» (прыгать), что будто бы указывает на двукратный переход его из одной веры в другую. Догадка эта, впрочем, не обоснована.

Имя Давида встречается в форме אקומי‎ в сочинении «Al-Tanbih» Масуди, в одном караимском комментарии к книге Левит и в рукописной копии комментария Иефета к той же книге и является, возможно, производным от названия города Кумиса в Табаристане.

Другой караимский источник передает это имя через «Daniel al-Kumisi», а в летописи Аль-Гити оно пишется через צ.

Вплоть до второй половины 19 века Давид Аль-Мокаммец, отец еврейской философии, был совершенно неизвестен. Только издание комментария Иегуды Варзилаи к «Сефер Иецира» (Mekize Nirdaraim, 1885 год), оказавшееся плохим еврейским переводом 9-й и 10-й глав большего философского труда Давида, впервые ознакомило учёный мир с этою книгой. Барзилаи говорит о своём неведении, был ли Давид одним из гаонов или нет, но заявляет понаслышке, будто Саадия Гаон был знаком с ним и слушал его.

Пинскер и Генрих Грец, смешивая его с Даниилом Габабли из Каира, считают его мусульманином, принявшим караимство. Делают они это на том основании, что Мокаммец упоминается караимскими учёными и именуется у Гадасси נד צדק‎ (благочестивым прозелитом).

Открытое Гаркави сочинение караима Якуб аль-Киркисани «Kitah al-Riyad wal-Chada’ik» проливает новый свет на личность Давида. Киркисани датирует его сочинение о разных еврейских сектах и утверждает, будто Давид «принял христианство» (tanassar), что он был в продолжение нескольких лет учеником известного врача и философа, христианина Ганы (Наны), и что, сделав значительные успехи в области философии, он написал два сочинения, направленных против христианства и получивших известность. Кажется, впрочем, более правдоподобным, что выражение «tanassar» заключает лишь указание на сношения Давида с христианами. И действительно, Киркисани не упоминает о возвращении Давида в лоно еврейства, да и никто из раввинистов не знает об его обращении в христианство. Это предполагаемое принятие христианства едва ли вяжется с тем обстоятельством, что нашего автора цитируют Бахья, Иедаия Бедерси (в «Iggeret Hitnazzelut») и Моисей ибн-Эзра.

Киркисани упоминает о двух других сочинениях Давида, а именно о «Kitab al-Khalikah» (комментарий к книге Бытия, извлечённый из трудов христианских экзегетов) и о комментарии к Экклезиасту.

Мокаммец неправильно упомянут Давидом Аль-Гити в качестве учёного караима в его труде о караимских писателях, изданном Марголиесом.

В 1898 году Гаркави нашел в Императорской Публичной библиотеке 15 (из 20) глав философского труда Давида под заглавием «Ischrun Makalat» («Двадцать глав»). Содержание найденных глав следующее: 1) Аристотелевские категории; 2) наука и реальность ее существования; 3) миросотворение; 4) очевидность того, что мир состоит из субстанции и акцидентов; 5) о сущности субстанции и акцидентов; 6) критический разбор защитников вечности материи; 7) доказательства, подтверждающие реальность Господа Бога и Его миросотворения; 8) единичность Бога, в противоположность утверждениям сабеев, дуалистов и христиан; 9) божественные атрибуты; 10) опровержение антропоморфизмов и христианских представлений о Божестве; 11) почему Бог стал нашим Господом; 12) доказательства того, что Бог сотворил нас ради добра, а не ради зла; вместе с тем опровержение как абсолютного пессимизма, так и абсолютного оптимизма; 13) полезность пророчеств и пророков; 14) признаки истинного пророчества и истинных пророков; 15) предписания и запрещения. Подобно другим караимам, напр. Иосифу аль-Басиру и Киркисани, Давид был последователем мотазилитского калама. Особенно обнаруживает он это в главе об атрибутах Божества, где заявляет, что хотя мы и говорим об этих атрибутах как о качествах, присущих людям, однако между теми и другими отнюдь не может быть сравнения, так как ничто не воспринимается Божеством при посредстве чувств, что именно наблюдается у людей. «Жизнь» Божества является составною частью Его «сущности», и предположение наличности у Него атрибутов никоим образом не в состоянии умалить Его единичности и единства. Понятие «качество» не может быть применимо к Божеству. В десятой главе, трактующей о «воздаяниях и возмездиях», Давид признает как те, так и другие вечными в загробном мире. В этой главе у него имеется много точек соприкосновения с Саадиею, так как оба черпали из одного и того же источника (Schreiner, Der Kalam, p. 25).

Давид является первым еврейским писателем, упоминающим об Аристотеле.

Сам Мокаммец цитирует два других своих сочинения, которые, впрочем, не сохранились; это «Kitab fi al-Budud» и «Kitab fi ’Ard al-Makalat a’la al-Mantik», о категориях.

В одном месте Давид сообщает о своем философском споре с мусульманским учёным, Шабибом аль-Басри, в Дамаске.

Среди фрагментов генизы был найден отрывок из другого его сочинения, «Kitab al-Tauchid» (о единстве Бога); его издали Е. Н. Адлер и И. Бройде. Давид в упомянутом философском сочинении, отнюдь не обнаруживает своего еврейского происхождения. В противоположность Саадии, Бахии и другим еврейским философам, он не цитирует Библии, но приводит мнения авторитетных греческих и арабских писателей. Возможно, что этим обстоятельством объясняется и то пренебрежение, в котором находилось у евреев сочинение Давида.

Примечания[править]

  1. «Аль-Мокаммец» // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1906—1913