Ливанские евреи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ливаан входил в состав территории колена Ашера.
«Маген Авраам» — синагога в Бейруте.
Бышее еврейское поселение Дейр аль-Камар.
Еврейское кладбище в Берйуте.

Ливанские евреиевреи, исторически проживающие на территории современного Ливана. Ныне практически все переехали в Израиль, США, Канаду и в Европу, в основном во Францию.

Древний Ливан[править]

Территория современного Ливана считалась частью Эрец-Исраэль, и принадлежала согласно Библии коленам Ашер и Неффалим[1][2].

Ливан был центром Ханаана, здесь располагались города-государства финикийцевТир, Сидон, Библ и Берит.

Тир был союзником и партнёром Израильского царства: Библия рассказывает о сотрудничестве и дружбе между тирийским царём Хирамом Великим и израильскими царями Давидом и Соломоном.

Некоторые авторы сопоставляют название Ливан с именем Леви, и считают, что евреи являются потомками ливанцев (финикийцев), так называемых хапиру, некоторые из которых имели имя Лабайи, очевидно связанное со словом Ливан[3].

История общины[править]

В Ливане евреи жили при Селевкидах, и во времена Римской империи (Иосиф Флавий говорит о многочисленности евреев в Ливане, и рассказывает о вовлечении Финикии в Иудейскую войну[4]), и в эпоху Византийской империи.

Во время восстания евреев против Ираклия, евреи попытались захватить Тир.

Позднее евреи поддерживали арабов в их войне с Византией: завладев Триполи, арабы поручили охрану порта гарнизону из местных евреев.

В первые века арабского господства над Ливаном, местная еврейское население Ливана, сосредоточенное в основном в крупнейших городах — Тире, Сидоне, Триполи и Бейруте, — достигло материального и духовного процветания.

Главными занятиями евреев были изготовление и вывоз изделий из стекла, а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта. Фатимидский халиф, фанатичный ал-Хаким, завоевавший Ливан в начале 11 века, жестоко преследовал евреев. В Триполи синагога была превращена в мечеть и разрушены несколько домов евреев. Однако при его преемниках положение улучшилось.

Община Тира стала одной из самых процветающих на Ближнем Востоке; здесь нашли убежище многочисленные евреи из Эрец-Исраэль и Южной Сирии, спасавшиеся от насилий бедуинов, восставших против Фатимидов (1030-е годы). После завоевания Иерусалима сельджуками в 1071 году в Тир была переведена на некоторое время Иерусалимская иешива.

Еврейские общины Ливана продолжали существовать и под властью крестоносцев, завоевавших страну в первой четверти 12 века. Биньямин из Туделы застал в Тире около 400 евреев, которые занимались стеклоделием и торговлей, в Бейруте — 50 еврейских семейств, в Сидоне — 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов, и отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине 12 веке.

Мамлюки, завоевав Ливан в конце 13 века, убили многих евреев Бейрута, в Сидоне и Триполи их число резко сократилось, а община Тира перестала существовать.

В конце 15 в. — начале 16 в. в Бейруте и Триполи поселились небольшие группы сефардов, изгнанных из Испании и её владений.

С включением Ливана в состав Османской империи в 1516 году, покровительствовавшей евреям, началось постепенное восстановление еврейских общин страны. Путешественник из Италии Моше Басола (1480−1560) пишет, что в 1521 году застал в Бейруте 12 еврейских семейств, прибывших из Сицилии, а в Сидоне — около 20 семейств арабизированных евреев.

В 16 веке еврейская община Сидона выросла, и многие её члены разбогатели на внешней торговле и откупе пошлин, но с утратой городом торгового значения в начале 17 веке община пришла в упадок. В Триполи появились богатые купцы-евреи, но рост и процветание общины были прерваны в начале 17 веке произволом местных властей. Развитие общины Бейрута задержалось до середины 19 века, когда там сосредоточилось большинство евреев страны — около 500 человек.

Период вассальной зависимости Ливана от Египта при Мухаммаде-‘Али (1832−1840) был отмечен некоторым улучшением экономического положения евреев Ливана. С восстановлением турецкого владычества в страну стали прибывать евреи-переселенцы из Турции и Греции, поселявшиеся в основном в Бейруте и со временем занявшие видное место в торговой деятельности города. Еврейские общины существовали и в сельских районах, особенно там, где преобладало друзское население.

В горном посёлке Дейр ал-Камар, где в начале 19 века насчитывалось 80 еврейских семей, и окрестных деревнях евреи занимались сельским хозяйством, разведением шелковичных червей и мыловарением. Но когда в результате междоусобицы между друзами и маронитами друзы покинули эти места, еврейское население переселилось в Бейрут и Сидон. Большая часть известной с 18 века общины посёлка Хасбая (в центре Ливана) была в 1888 году переселена бароном Эдмоном де Ротшильдом в Рош-Пинну; последние три семьи покинули посёлок в 1913 году.

Отношения между евреями и маронитами (самая крупная христианская община Ливана) часто были напряженными. В 1862 году и 1892 году на евреев были возведены кровавые наветы, вызвавшие нападения на еврейский квартал в Бейруте, которые удалось прекратить лишь после решительного вмешательства властей Турции. В 1878−1879 годах Alliance Israélite Universelle открыл в Бейруте мужскую и женскую школы, а в 1897 году — женскую ремесленную школу. В конце 19 века в Бейруте имелись синагога и 12 баттей мидраш.

С 1918 года Ливан перешёл под контроль Франции. В последующие годы община Бейрута (в 1929 году — свыше 5 тысяч человек), возглавляемая выборным комитетом, была наиболее хорошо организованной в Ливане и Сирии. Главная синагога «Маген Аврахам» была центром общинных учреждений, в число которых входили пять учебных заведений Alliance Israélite Universelle, общинная школа, ложа Бней-Брит и спортивный клуб общества «Маккаби». Евреи, принадлежавшие большей частью к среднему слою общества, жили в богатых пригородах Бейрута, а в бывшем еврейском квартале оставались лишь семьи бедняков.

Положение евреев Ливана не изменилось с обретением страной государственной независимости в ноябре 1943 года.

После создания Израиля[править]

В отличие от других арабских государств, участвовавших в войне против Израиля в 1948−1949 годах, Ливан соблюдал условия перемирия, подписанные им 23 марта 1949 года. Вдоль международной границы, ставшей демаркационной линией перемирия, царило затишье на протяжении почти 20 лет, а в самом Ливане еврейское население фактически находилось под защитой правительства страны.

Попытка спровоцировать еврейский погром в еврейском квартале Бейрута в мае 1949 года была пресечена властями. Израильским подданным, в начале войны находившимся в Ливане и интернированным в концентрационные лагеря, власти спустя некоторое время разрешили вернуться в Израиль. Изгнанной в начале войны небольшой сидонской общине — около 200 человек — было разрешено вернуться в Сидон, а конфискованное в пользу палестинских беженцев имущество было ей возвращено.

Численность еврейского населения увеличилась с 5 200 человек в 1948 году до 9 тысяч в 1951 году. Около 2 тысяч беженцев-евреев из Сирии и Ирака получили разрешение на проживание в Ливане, некоторые из них приняли ливанское гражданство, а в 1950 году желавшим репатриироваться в Израиль правительство разрешило репатриироваться в еврейское государство.

Ливанские власти не ограничивали свободу передвижения евреев (за исключением непродолжительного периода в 1954 году) и выезда из страны. Им разрешалось продавать своё имущество и без ограничения вывозить из Ливана валюту. Синагоги и еврейские учебные заведения продолжали действовать в Бейруте. В 1965 году в трёх школах Alliance Israélite Universelle было 950 учащихся, в училище талмуд-тора — 250, в религиозной школе — 80; в Сидоне была одна школа. Большинство евреев занималось торговлей, некоторые были ремесленниками, служащими банков и т. д.

Однако националисты-арабы вынуждали евреев платить взносы в пользу палестинских арабов. В 1950 году было повреждено взрывом здание школы Alliance Israélite Universelle в Бейруте. В ливанском парламенте неоднократно поднимался вопрос о конфискации еврейского имущества и о запрещении евреям состоять на государственной службе. В 1950 году под давлением националистических партий правительство Ливана уволило из армии офицеров-евреев; в 1953 году была запрещена деятельность организации еврейских скаутов и Маккаби.

После Шестидневной войны были наложены ограничения на трудоустройство евреев, не имевших гражданства Ливана, что вынудило их покинуть страну. В 1967 году из Бейрута выехали 2 500 евреев, и к 1970 году еврейская община страны насчитывала около 1 500 человек.

В ноябре 1969 года правительство Ливана под давлением арабских стран (Египта, Сирии и др.) и местных экстремистов-мусульман было вынуждено предоставить свободу действий группам террористов, завербованным из палестинских беженцев-арабов, перебравшихся в Ливан[5].

Современный Ливан[править]

После Первой Ливанской войны, и ухода Армии обороны Израиля из Ливана, в стране в 1985 году осталось лишь около 700 евреев. Община подвергалась похищениями и убийствам со стороны боевиков Хизбаллы[6].

В современном Ливане проживает всего 50−100 евреев[7].

Источники[править]