Городницкий еврейский поссовет
50.809444, 27.318333
Городница — село в Житомирской области[1].
Хроника событий[править]
19 век[править]
Еврейская община сложилась в 1-й половине 19 века.
В 1847 году «Городнич. еврейское общество» насчитывало 427 душ.
На 1863 год имелось 2 синагоги.
С 1882 по 1917 годы арендатором Городницкого фарфорового завода был еврейский предприниматель Фишель (Феликс) Зуссман / А. Ф. Зусман (до Зусмана завод был в полном запустении[2]). Внедряются новые технологии, в том числе переводные изображения, увеличивается ассортимент продукции, теперь можно приобрести туалетные принадлежности, емкости для хранения сыпучих продуктов, флаконы для парфюмерной продукции. Продолжает развиваться направление малой пластики, которое постепенно выходит на первый план, наряду с высококачественной посудой. Именно Зусман впервые в истории завода вводит фирменное клеймо. Завод был основным градообразующим предприятием Городницкого района. Закрылся завод в 2012 году при Януковиче.
В 1897 году в Городнице проживало 1310 евреев из 2314 жителей (56,6 %).
Основные занятия еврейского населения - различные ремесла и торговля.
20 век[править]
Здесь было 5 синагог и молитвенных домов. В одной из синагог ныне действует поселковый совет.
С 1905 года раввином был Ихиель-Михл Барад (1883-?).
Вот что о Городнице вспоминает выходец из этого местечка, оставивший очерк для памятной книги Новоград-Волынского под инициалами "Б.В." (Бениамин Кац):
Евреи местечка были, в основном, хасидами. Также было и множество маскилим. Ортодоксы не были фанатами и относились толерантно к маскилим и атеистам. В местечке насчитывалось 5 синагог и молитвенных домов, а также один хасидский клойз.
До 1905 года в Городнице не было сионистских обществ, однако некоторые евреи снмпатизировази палестинофильской идее, платили членские взносы (3 рубля в год) в Одесский комитет, покупали акции Колониального банка и в канун Йом Кипур ложили в миски пожертвования на заселение Эрец-Исраэль. Эта деятельность проводилась по инициативе и под наблюдением Гершгорна, казенного раввина соседнего Кореца. Он приезжал в местечко один-два раза в год для исполнения своих обязанностей.
Первое сионистское общество под названием "Герцль" основали 20 тамуза 5665 года (июль 1905) шесть 16-17-летних юношей. Число членов росло, и вскоре превысило сто. Среди них было много рабочих, которые разочаровались в первой революции и покинули «Бунд». Сионисты господствовали в еврейском обществе местечка до 1917 года. Они основали общественную бибпиотеку, усовершенствовали хедер, в котором обучали ивриту, арифметике и русскому языку, создали благотворительные учреждения.
После того, как местечко перешло на советскую сторону, большая часть сионистских деятелей покинула его и продолжала свою работу в Польше. Несколько активистов нелегально продолжали и при советской власти заниматься в местечке сионистской работой, особенно в области ивритской культуры. Двое из них были сосланы в Сибирь.
В справочнике "Весь Юго-Западный край" за 1913 год можно видеть, что владельцы абсолютно всех магазинов и лавок имеют еврейские имена и фамилии. Евреями были также оба врача земской больницы.
В 1923 году здесь проживало 1886 евреев, в 1926 году — 1126 (41,4%), в 1939 году — 1212 (25%), в 1989 году — 30 евреев.
В 1920-х годах Городница была центром еврейского национального поселкового совета. За время советской власти еврейское население значительно выросло за счет выходцев из окружающих сел.
В период немецкой оккупации евреи, которые не успели эвакуироваться - 21 человек - были расстреляны на еврейском кладбище 19 июля 1941 года, остальные евреи были убиты осенью 1941 года.
После войны евреи вернулись в Городницу, и со временем выехали в другие города или Израиль.
21 век[править]
На 2017 год здесь проживало 6 евреев.
В Городнице осталась улица Шолом-Алейхема.
Уроженцы[править]
Бергал Арон Азрилович (р. 1930), председатель еврейской общины Новокуйбышевска.
Борох Бери (около 1867, Городница - 1940), украинский мастер росписи на фарфоре и фаянсе. Учился у своего отца, рабочего фарфорового завода. С 1887 года работал на Каменобридской фаянсовой фабрике. Умер в 1940 году.
Следует упомянуть нескольких почтенных людей местечка:
«Меламед», р. Вольф Дондер, ставший родоначальником поколения ивритских сионистских маскилим. Его отец был мясником, простым евреем и жертвователем. Своим сыновьям он не дал особого воспитания, и когда они выросли, то помогали ему на бойне и в мясной лавке. Исключение составлял вышеупомянутый Вольф. Кроме того, что он был знатоком Геморы с комментариями и талмудической литературы, Вольф увлекался также Гаскалой и изучал основательно ТаНаХ, иврит, новую литературу, а также русский язык. Он также писал время от времени и посылал из местечка в «Га-Мелиц» и «Га-Цфира» статьи и письма под псевдонимом Нэр Дор. Работая меламедом, р. Вольф формально не считался сионистом, но своих учеников воспитывал в сионистском национальном духе, особенно на уроках ТаНаХа и еврейской истории. Он с трудом зарабатывал на хлеб, но всегда был весел и рад своей участи. К ученикам р. Вольф относился как старший товарищ и помогал им советом и наставлением. Эта связь сохранялась долгие годы после того, как они покинули стены хедера и местечко.
Рэб Шае-Бэр блаженной памяти - габай Большой синагоги. Это был общественный деятель старого поколения, уважаемый человек, умевший настаивать на собственном мнении. Его дом был всегда открыт настежь для всех нуждающихся, хотя он не был богат. Люли обращались к нему и за советом. Он имел авторитет не только внутри еврейской общины, но и у властей местечка и уезда, сделал много для отмены или смягчения приговоров в отношении некоторых людей при царе и затем при украинском правительстве. Этот еврей хотел построить большую красивую синагогу и посвятил этой цели многие годы своей жизни. Строительство синагоги, достойной большого города, стоило десятки тысяч рублей. Никто не знал, где он достал столько денег. Рэб Шае-Бэр постоянно заботился об усовершенствовании здания. Когда Городница отошла к Советской Украине, и делами евреев стала заправлять евсекция, последняя начала конфискацию молитвенных домов в местечке. Однако с Большой синагогой ничего не вышло, потому что р. Шае-Бер противился изо всех сил. Иногда он добивался отмены приказа у местных властей. А если не удавалось получить поддержку, этот 70-летний старик ие успокаивался и, несмотря на бездорожье, несколько раз совершал поездки в Харьков, подавал петиции во ВЦИК против Евсекции, и несколько раз приказ о конфискации Большой синагоги отменялся.
Рэб Фроим Куперштейн, управляющий завода, знаток святого Письма, маскил, знавший несколько языков - русский, французский, немецкий и т.д. - был зятем гаона р. Шлойме Болеховера. Его слушались не только еврейские и украинские рабочие, но и все, кто имел с иим деловые отношения. Все уважали и ценили его за честность и мужество. Его рука была щедрой для общественных нужд и благодеяний, и все знаменитости, приезжавшие в местечко, стояли рано утром у дверей его скромной квартиры на территории завода. Жители местечка сдавали ему на хранение свои сбережения только по обычной расписке, так как он остерегался подписываться на векселях и пользовался у всех доверием.
Суды по фамилии, ученый и бард Александр Городницкий – потомок выходцев из Городницы.