Кривоозерский еврейский поссовет
47.933333, 30.333333
Кривое Озеро (англ. Kryve Ozero, ивр. קריבה אוזרו) — бывший еврейский штетл в Николаевской области Украины[1][2].
С 1925 года еврейский национальный поселковый совет.
Посёлок расположен на берегу Кодимы (Кодыма). Явно еврейское название (кедем "восток", кадИма - "вперед").
Хроника событий[править]
18 век[править]
Еврейская жизнь в Кривом Озере возникла параллельно с основанием села в 1762 году.
19 век[править]
В 1847 году «Кривоозеренское еврейское общество» состояло из 1116 душ.
В 1863 году здесь проживало 2257 евреев.
На 1865 год в Кривом Озере действовали 3 синагоги.
В 1881 году в местечке произошёл еврейский погром.
С 1896 года раввином в Кривом Озере был Нохум-Зеев Табачник (1867–?).
В 1897 году здесь проживало 7836 человек, в том числе 5478 евреев (69,9%).
20 век[править]
- До революции
Основные занятия еврейского населения в 19 – начале 20 века — ремесла и торговля.
В 1905 году после волны погромов в соседних деревнях евреи стали больше селиться в Кривом Озере.
На 1910 год действовало 6 синагог, еврейское кладбище, частное еврейское училище, на 1912 год — еврейское ссудо-сберегательное товарищество.
В 1914 году казенным раввином был Лейба Ейзелевич Лемберг.
В 1914 году евреям принадлежали 3 аптеки, гостиница, 10 лесных складов, 2 маслобойных завода и 113 лавок (в том числе 23 бакалейных, 33 мануфактурные).
Среди евреев были купцы, 2 врача, ювелир, 20 кузнецов, 20 столяров, 9 жестянщиков, 12 стекольщиков, 5 пекарей, 7 парикмахеров. Евреям принадлежали 50 портняжных мастерских (100 человек), 50 сапожных (60 человек), 10 маслобоен (100 человек).
- Гражданская война
Местечко Кривое Озеро также подверглось погрому в мае 1919 года, когда большая банда Козакова за три часа расстреляла около 300 жителей. Бандитов прогнали большевики, и в местечке также возник крупный отряд самообороны, у которого были даже пулеметы. Отряд отбил нападение казаковцев, потом нападение петлюровцев.
Но в августе 1919 года петлюровцы, подступив большими силами, заставили отряд сдать пулеметы и большую часть винтовок.
В декабре 1919 года в Кривом Озере несколько недель продолжался погром, устроенный частями Добровольческой армии.
Описание этого погрома дал учитель А.Ф. Малеев, который видел погром сам от начала до конца и описал его примерно через четыре месяца в отдельной брошюре, вышедшей в Одессе в мае 1920 года:
В ночь на 23 декабря стало известно, что через Саврань прошел отряд в 50 человек белогвардейцев и учинил резню и разгром местечка. Называли цифру жертв 27 человек. Отряд направился на Бобрик и дальше на Любашевку. Любашевку он смел и вырезал 150 человек. Тогда же стало известно, что на Кривое Озеро движется отряд в 400-500 человек с пушками и пулеметами. Всю ночь представители еврейской общины собирали деньги, хлеб и мясо для «гостей». Утром 24-го декабря стало известно, что прибывшие накануне разведчики избили нескольких, попавшихся им под руки, и захватили лошадей. Вообще вели себя очень вызывающе и крайне буйно. Утром в моей квартире скопилось из соседних домов несколько семейств, человек до 50-ти.
Часов в 11 дня 24-го декабря начали вступать войска, главным образом кавалерия. На глаз отряд состоял из 350-400 всадников. Пехоты, артиллерии и обозной прислуги было человек 100-150. Пулеметов одиннадцать и две пушки. Это оказался знаменитый волчанский партизанский отряд из дивизии ген. Шкуро – «волчата», самый свирепый и дикий отряд, в составе которого было много осетин, чеченцев, крымчаков и других кондотьеров.
Под руководством офицеров и при их личном участии солдаты стали врываться в квартиры. Погром носил организованный, планомерный, чисто военный характер. Все было продумано до мелочей. В первые дни погрома главной задачей было захватить богачей и состоятельных людей. С этой целью забирали молодых людей и под пытками заставляли их указывать богатых жителей, водить их по богатым домам. Захваченных в квартирах предавали невероятным пыткам и истязаниям, а затем, заполучив деньги, золото и серебро, добивали или бросали на произвол судьбы искалеченных, предоставляя им истекать кровью. В то время как по квартирам и домам шла охота на живых людей, другая часть отряда занималась грабежом магазинов. С Херсонщины потянулся обоз телег; телеги останавливались у магазинов и грузились товарами. Затем награбленное отвозилось на село и там немедленно спускалось крестьянам. Так в течение первых 8-10 дней погрома войсками было вывезено все самое ценное: мануфактура, белье, одежда, обувь, бакалея, а остатки были оставлены для окончательного грабежа местным бандитам и крестьянам, преимущественно Херсонщины. Характерно то, что при убийствах и ранениях пускалось в ход исключительно холодное оружие: рубили шашками, тесаками, кинжалами, топорами. Много случаев было удушения, повешения. Одну женщину Л. повесили публично возле ограды костела. В первый же день погрома все местные врачи разбежались: евреи – из страха смерти, единственный русский земский врач С. – из боязни насильственной мобилизации «волчатами». Таким образом раненые остались совершенно без медицинской помощи.
Семья Теплицкого, мой сосед, живший в доме Перельмутера (последний тоже сначала ранен, а потом убит в Станиславчике, куда бежал). Налет на квартиру Теплицкого совершен был в 7ч. вечера 24 декабря в ночь под Рождество. Между ворвавшимися было 2 офицера и 3 солдата. Они потребовали у Теплицкого сорок тысяч рублей; он отдал все, что имел, тысяч около 12ти. Его стали истязать, бить по голове рукояткой револьвера, сечь шашкой. Жена бросилась защищать мужа; он воспользовался моментом замешательства, выбросился в окно и забился в подвал, откуда слышал в течение всей ночи душераздирающие крики своих детей и жены. В результате утром в квартире, буквально залитой кровью, я нашел два трупа: иссеченную в капусту жену Теплицкого и зарубленного 4-хлетнего ребенка, а также двух агонизирующих детей 14 и 16 лет со смертельными ранами головы. Сам Теплицкий ранен в голову.
Семья учителя Мальцмана, которого я навестил 27 декабря на другой день после налета: сын 22 лет убит; самому Мальцману отрубили пальцы на обеих руках и тяжело ранили тесаком в голову; зять с отрубленными пальцами обеих рук и ранением головы. Позже, когда Мальцман стал уже несколько поправляться, был произведен второй налет на его квартиру. Его добили, убили также его замужнюю дочь, ухаживавшую за отцом. Трупы пролежали без призора несколько дней и были съедены собаками, проникшими в квартиру[3].
В ходе погрома еврейские дома, мастерские, лавки были разграблены; около 600 евреев были убиты, сотни искалечены; многие, убегая из местечка, замёрзли в пути. От тифа, который начался вслед за погромом, умерли десятки евреев, около 100 детей остались сиротами.
Следующий погром был совершен людьми Петлюры, которые убивали всех, кто попадался им на глаза. Это привело к тому, что более 80 еврейских семей нашли убежище в Одессе.
В числе жертв погрома Исраэль Вахсер (1892—1919) — писатель, автор рассказов и детской литературы идише и иврите. Вместе с несколькими другими молодыми евреями он был убит 24 мая 1919 года, защищая местное еврейское население от погромщиков.
После этих событий около 600 семей покинули Кривое Озеро.
- При ранней Советской власти
В 1923 году здесь проживало 3939 евреев, в 1926 году — 3917, а в 1939 году — 1447 евреев.
В 1920-х годах еврейскому земледельческому коллективу около Кривого Озера оказавало поддержку землячество, основанное в США в 1918 году.
С 1925 года — центр еврейского национального поселкового совета Кривоозерского района Одесского округа.
Во время сталинского Голодомора 1932-1933 годов в местечке погибло много еврейских жителей. В селе не осталось ни одной живой кошки или собаки; их съели голодающие и умирающие жители.
Большинство учителей, преподававших в еврейской школе, были репрессированы сталинским режимом после того, как двери школы закрылись в 1930-х годах. В интервью 1994 года представитель третьего поколения и всю жизнь проживший в Кривом озере Александр Анчиполовский (1934-2008) вспомнил фамилию только одного учителя: Мишеровский. Двухэтажное здание центральной синагоги Кривого Озера было закрыто в 1930-х годах, сильно пострадало во время войны и разрушено в 1950-х годах. Человек по имени Шлоймеле был последним «габаем», помощником раввина.
- Холокост
После оккупации частями вермахта 28 августа 1941 в поселке было расстреляно 45 евреев.
В октябре 1941 года большинство евреев Кривого Озера было депортировано в лагерь Богдановки.
1 января 1942 года было расстреляно 186 евреев.
Семья Давидзон убежала в село Лукановка, где и была спасена.
Местная украинская жительница Тося Белинская спасла Геню Шлакман и Этлию Меламуд.
Семью Мечетнер также спасли местные украинцы.
Григорий Цыбулько спрятал и спас семью Юрия Ойбермана.
Из местных евреев Кривого озера, согнанных в Доманевку, близлежащую деревню, выжило всего 20 человек. Люба Слобикер была одной из них. Кривое Озеро освободили 29 сентября 1943 года.
- Последующие события
Религиозные евреи собирались в доме (и бывшем постоялом дворе) семьи Анчиполовских. Раввин из Саврани приезжал в местечко, чтобы вести молитвы. В местечке также был свой шойхет. Житель Кривого Озера Янкель Меламуд стал неофициальным раввином благодаря своему знанию древнееврейского языка и умению читать Тору. Последнее собрание для молитвы состоялось прямо перед смертью Янкеля в 1980-х годах; после этого никто в селе не умел читать на иврите.
С 1970 года — посёлок городского типа.
В 1980-х годах тела погибших евреев были перезахоронены на еврейском кладбище. На месте захоронения установлен памятник.
В 1990-х годах в Кривом Озере была создана религиозная община (председатель — Александр Абрамович Анчиполовский).
Хотя в Кривом Озере было более десяти синагог, информации о зданиях известно и доступно мало. В советский период одно из зданий бывшей синагоги стало спортзалом, затем школой и, наконец, банком. В 1990-х годах Александру Анчиполовскому предложили принять это здание для общины, но он не смог принять предложение из-за отсутствия финансирования на его содержание. Сегодня это Дом детского творчества.
В 1990-х годах Александр Анчиполовский способствовал возрождению небольшой еврейской общины и использовал свой дом для проведения шаббатов и праздничных встреч. Люди, которые приходили, были в основном пожилыми, некоторые из них носили фамилии Полур, Пекарь, Аптекарь, Шор, Гойхман и Слобидкер. Главный раввин Николаевской области Шолом Готтлиб очень помог общине. Жена Александра Гретта Абрамовна Анчиполовская (1942-2014) посвятила много времени и сил, помогая установить памятник в память о расстреле более 7000 евреев Кривого Озера. Сам Александр был очень почетным жителем села. Он много лет работал на пищевом заводе и был членом движения изобретателей и рационализаторов. В советское время он работал кровельщиком.
Житель Нью-Йорка по фамилии Учитель сделал пожертвование главе сельского совета на строительство мемориала после своего визита в 1990-х годах. Памятник расположен на еврейском кладбище Кривого Озера. Стоит большая менора, на дне которой перечислены имена убитых жителей, а рядом с ней плачет фигура скорбящей женщины.
21 век[править]
В 2002 году в Кривом Озере проживало 6 евреев.
После смерти Александра Анчиполовского в 2008 году немногие оставшиеся члены общины больше не собирались, а его вдова Гретта уехала в Израиль к своим детям. Последним известным евреем Кривого Озера был Григорий Пекар, который скончался в 2015 году.
На 2018 год евреи в Кривом Озере не проживают.
Уроженцы[править]
Давид Абрамович Биберган, военный
Шлем Ильич Шварцман, военный
Беркович Владимир Давыдович (25.12.1907 - 19.03.1974). Полковник. Начальник 99 пограничного отряда войск НКВД, Управления войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта[4].
Бориц Беня Юдкович, подполковник, командир огневого взвода зенитной батареи 200-й танковой бригады 6-го танкового корпуса. Командир огневого взвода МЗА армейского зенитно-артиллерийского корпусного полка 9-й зенитно-артиллерийской дивизии[5].
Цванг Семен Рувимович, старшина[6].
Редкозуб Зельман Абрамович 1900 г. р., место рождения: д. Кривое Озеро, Одесская обл., Украина, еврей, бывш. член ВКП(б), начальник.216 Увср в 216 Управлении военно-сроительных работ. Проживал в г. Петрозаводск. Арестован 08.09.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 26.02.1938 г. осужден по ст. 58-7-11. Расстрелян 04.03.1938 г. в окрестностях г. Петрозаводск. Реабилитирован Военным трибуналом Северного в/о 11.06.1957 г.
Иосиф Саулович Пасхавер (14 декабря 1907, Кривое Озеро – 27 декабря 1980, Киев) — советский экономист, доктор экономических наук (1963), профессор (1965). В 1939–1953 годах — начальник отдела статистики ЦСУ УССР. В 1947–1980 годах — заведующий кафедрой статистики Киевского института народного хозяйства.
Элиэзер Шерман (1886–1946, Филадельфия, США), публицист, литературовед, с 1908 – в США, активно сотрудничал в прессе на иврите и идише.
Источники[править]
- ↑ https://myshtetl.org/odesskaja/krivoe_ozero.html
- ↑ https://jewua.org/krivoye-ozero/
- ↑ https://netormoz.wordpress.com/svitokrezni/unpublished/krivoe_ozero_rus/
- ↑ https://www.moypolk.ru/soldier/berkovich-vladimir-davidovich
- ↑ https://www.jewmil.com/biografii/item/1721-borits-benya-yudkovich
- ↑ https://www.jewmil.com/biografii/item/1715-tsvang-semen-ruvimovich