Погром в Андижане 2 мая 1990 года
Погром евреев и армян в Андижане — событие, произошедшее 2 мая 1990 года (7 Ияра 5750 года по еврейскому календарю) в городе Андижане, Узбекская ССР[1].
Общая информация[править]
Во время погрома сгорели 32 квартиры (13 домов было сожжено), принадлежавшие евреям. Погромщики заявили, что пока только грабят, потом будут и убивать. Несколько женщин подверглись сексуальному насилию[2].
Погром произошёл в день когда должен был состоятся футбольный матча между «Спартак» (Андижан) и «Пахтакор» (Ташкент). Однако, футболисты «Пахтакора» по неизвестным причинам в Андижан не прибыли. В 16.00 президент клуба «Спартак» Ш. Исаков попытался объяснить причины срыва матча и предложил собравшимся провести тираж лотереи, в котором главным призом была автомашина «ВАЗ-2106».
В ответ болельщики выбежали на поле, стали бросать бутылки и камни в членов лотерейной комиссии, попытались линчевать администрацию стадиона.
Далее толпа вышла на улицы города и произвела беспорядки: жгла магазины, дома, автомашины и т. д.
Пострадало 32 квартиры «богатых евреев и богатых армян». Толпа спалила дотла будку по продаже газированной воды, в которой работали армяне, и будку, в которой работал сапожник-еврей.
По сообщению свидетелей, толпе некие провокаторы криками призывали толпу: «Убивайте русских, евреев и армян! Узбекская земля узбеков! Убивайте белоухих гяуров!». По некоторым сведениям, пострадали и дома русских.
За медицинской помощью обратились 44 человека, 13 были госпитализированы. Двое находились в тяжёлом состоянии.
Во время погрома ГОВД и УВД не отвечали, опорные пункты милиции и линейное отделение милиции были пусты, ни один работник милиции не появлялся на улицах. Власть бездействовала с 10 часов 2 мая до 2 часов ночи 3 мая, когда наконец появилась милиция.
На следующий день после погрома на собрании жителей города был создан общественный комитет по защите прав русскоязычного населения Андижана. В его состав вошли 25 человек. Сопредседателями комитета единогласно были избраны осетин Г. Асиялов, бухарский еврей Н. Алишаев, русский Н. Константинов и армянин Г. Машуров[3].
В 1989−1994 годах в Израиль из Андижана выехало 1 795 евреев[4].