Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Морские операции войны Карфагена с Гелоном

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Морские операции войны Карфагена с Гелоном

Военный конфликт
DSCF4077-Palermo-Sicilia-Italy-Castielli CC0 HQ (3627636411).jpg
Порт Панорма (Палермо)
Конфликт
Война Карфагена с Гелоном
Дата
около 480 г. до н. э.
Место
Средиземное море, Сицилия
Итог
господство на море сохранил Карфаген
Стороны
Командующие
Силы
200 военных кораблей,
3000 транспортов
неизвестно
Потери
неизвестно
неизвестно
Макет триремы

Морские операции войны Карфагена с Гелоном — морской театр войны Карфагена с Гелоном.

Ход событий[править]

Война Карфагена с Сиракузами стала возможной благодаря из-за того, что персы договорились с карфагенянами о совместной войне с греками. Переговоры между Карфагеном и Персией велись через послов, прибывавших очевидно морем.

Для войны с греками, карфагеняне собрали огромную армию (будто-бы в 300 тысяч человек). Вероятно, эта карфагенская армия, состояла из многочисленных наёмников, так как Геродот, говорит, что в этой армии были не только финикийцы и ливийцы, но и выходцы из Сардинии, Испании, Италии, лигуры (Южная Франция) и Корсики:

Войско Терилла насчитывало 300 000 финикиян, ливийцев, иберов, лигиев, элисиков, сардонов и жителей Кирна. Предводительствовал войском Амилка, сын Аннона, царь карфагенян[1].

Очевидно, что эти наёмники были собраны карфагянами в различных точках Средиземного моря, и собраны в Карфагене.

Диодор Сицилийский пишет, что для переправки на Сицилию такого огромного войска карфагеняне задействовали более 200 военных судов, и более 3 тысяч грузовых судов.

Как правило, эти цифры считаются преувеличенными, однако, в любом случае, они говорят о том, что карфагенский флот в эпоху Магонидов представлял собой колоссальную по меркам древности силу.

Командовал и армией и флотом Гамилькар I, сын Магона.

По пути, флот карфагенян попал в шторм, из-за чего Гамилькар I потерял суда, которые везли лошадей и колесницы (возможно, эти потери стали роковыми для исхода войны).

Переход завершился в Панорме, откуда армия двинулась к Гимере (флот двигался вдоль побережья за армией). У Гимеры, Гамилькар I вытащил корабли на сушу и окружил их глубоким рвом и деревянным частоколом.

Часть грузовых кораблей Гамилькар I отправил для снабжения армии на Сардинию и в Африку:

Теперь, когда мы описали достаточно подробно события в Европе, мы должны переключить наше повествование на дела другого народа. Карфагеняне, напомним, дали согласие персам покорить сицилийских греков, в то же самое время сделали приготовления в больших масштабах таких материалов, какие были бы полезны в продолжении войны. И когда они завершили все приготовления, они назначили полководцем Гамилькара, выбрав его как человека, который пользовался среди них самым высоким уважением. Он принял на себя командование огромными силами, как сухопутными и так морскими, и отплыл из Карфагена с армией не менее трехсот тысяч человек и флотом из более чем двухсот боевых кораблей, не говоря уже о многих грузовых судах для перевозки запасов, насчитывающих более трех тысяч. Тогда, когда он пересекал Ливийской море, он попал в шторм и потерял суда, которые везли лошадей и колесницы. И когда он прибыл в сицилийский порт в гавань Панорма, он высказался, что закончил войну, ибо он боялся, что море спасет сикелиотов от опасности борьбы.Он отвел три дня на отдых своим солдатам, а также возместил ущерб, который нанес шторм его кораблям, а затем двинулся вместе со своим войском в Гимеру, флот шел вдоль побережья за ним. И когда он прибыл в область города, о котором мы только что говорили, он разбил два лагеря, один для армии, а другой для флота. Все корабли он вытащил на сушу и окружил их глубоким рвом и деревянным частоколом, и укрепил лагерь армии, который он поставил так, что тот был обращен к городу, и тянулся так, что охватывал местность от стен, вытянутых вдоль лагеря флота до холмов, нависающих над городом. Если говорить в общем, он взял под свой контроль всю западную сторону, после чего он выгрузил все запасы из грузовых судов и сразу же отправил их, приказав возить зерно и другие материалы из Ливии и Сардинии[2].

Затем последовала битва при Гимере, закончившаяся разгромом карфагенян и гибелью Гамилькара. Это произошло потому, что благодаря случайности, лидер греков Гелон сумел ворваться в лагерь флота карфагенян и сжечь корабли, заодно убив Гамилькара:

Гелон, превосходя в своих действиях, как мастерством полководца, так и проницательностью, попытался сразу же выяснить, как он мог бы без всякого риска для своей армии, превзойти в военном искусстве варваров и окончательно разрушить их мощь. И его собственная изобретательность очень помогла устроить катастрофу при следующих обстоятельствах. Он решил сжечь корабли противника, и в то время как Гамилькар был занят во флотском лагере с подготовкой великолепной жертвы Посейдону, кавалеристы, прибывшие из сельской местности, доставили Гелону вестового, который вез донесение от народа Селинунта, в котором было написано, что они пошлют кавалерию в тот день, который Гамилькар укажет в своем послании. Наступил день, когда Гамилькар собирался отпраздновать жертву. И в этот день Гелон направил свою собственную конницу, которой приказал расположиться в непосредственной близости и скакать на рассвете к корабельному лагерю, как будто они союзники из Селинунта, и когда они проникнут внутрь деревянного частокола, убить Гамилькара и поджечь корабли. Он также послал разведчиков на холмы, видимые из города, приказав им подать сигнал как только они увидят, что всадники находятся внутри вала. В свою очередь, на рассвете он построил армию и стал ждать сигнала, который должны были подать разведчики.
На рассвете кавалеристы подъехали к корабельному лагерю карфагенян, и когда стража пропустила их, думая, что это союзники, они сразу же поскакали туда, где Гамилькар занимался жертвоприношениями, убили его, а затем подожгли корабли; вслед за тем разведчики подали сигнал и Гелон двинулся со всей своей армией в боевом порядке против лагеря карфагенян. Начальники финикийцев в лагере вначале вывели свои отряды навстречу сикелиотам, и, составив полную линию, настроились на жестокий бой; в одно и тоже время в обоих лагерях трубы подали сигнал к бою и раздались крики обеих армий, один за другим, каждый жаждал превзойти своих соперников силою своих ободряющих криков. Кровопролитие было велико, и бой колебался туда и сюда, как вдруг высоко взметнулось пламя с кораблей и до каждого бойца дошло известие, что главнокомандующий убит; поэтому греки стали смелее и приободрились духом от полученной новости и, в надежде на победу, надавили на варваров с большей смелостью, а карфагеняне, впав в уныние и отчаявшись в победе, обратились в бегство[2].

Погибло около 150 тысяч карфагенских солдат; примерно столько же сдалось в плен.

Лишь 20 карфагенским судам удалось уйти в Карфаген, но и они подверглись разрушению из-за бури:

После сражения у города гимерцев двадцать боевых кораблей спаслись в битве, как раз те, которые Гамилькар оставил исполнять текущие потребности, и не вытащил на берег. Поэтому, хотя практически все остальные бойцы были или убиты или взяты в плен, эти корабли смогли отплыть прежде, чем были замечены. Но они приняли много беглецов, и в то время, тяжело нагруженные по этой причине, они попали в шторм и затонули. Только горстка выживших благополучно добралась до Карфагена в маленькой лодке, чтобы сообщить своим согражданам краткую весть: «Все, кто переправился в Сицилию, погибли»[2].

Карфагеняне опасались, что Гелон переправиться с армией в Африку, и занимались укрепление страны, вероятно и флота:

Карфагеняне, которые претерпели величайшую катастрофу вопреки своим ожиданиям, были настолько напуганы, что каждую ночь бдительно охраняли город в убеждении, что Гелон со всем своим войском должен решиться немедленно плыть против Карфагена. И из‑за величайших потерь, город принял общественный траур, в то время как дома частных граждан наполнились плачем и причитаниями. Поскольку некоторые продолжали вопрошать о сыновьях, другие о братьях, в то время как очень большое количество детей, которые потеряли своих отцов, одни теперь на свете, горевали о смерти тех, кто породил их, и о своем собственном сиротстве, из‑за утраты тех, кто бы мог позаботиться о них. И карфагеняне, опасаясь, что Гелон сможет опередить их, переправившись в Ливию, сразу же направили к нему в качестве полномочных послов своих наилучших ораторов и советников[2].

Гелон так и не переправился в Африку (возможно, из-за опасений перед флотом карфагенян, и вскоре был подписан мир.

Анализ событий[править]

Представляется, что Гамилькар допустил ряд грубых просчётов: потеряв конницу и колесницы в шторме, он не отменил похода. Кроме того, он не поставил флот в надёжном порту.

Сопровождение флотом армии является странным решением Гамилькара, смысл которого неясен.

Совершенно непонятно, почему Гамилькар не отправил флот к Сиракузам и другим портам противника, что, возможно, нарушило бы торговые пути греков, и создало бы угрозу их тылам. Таким образом, несмотря на огромный перевес своих морских сил, Гамилькар не воспользовался этим преимуществом, пассивно оставив корабли на суше (только часть транспортных судов он оставил на море для снабжения армии).

Действительно, Гамилькар не был блестящим полководцем: Юстин-Трог рассказывает, что до экспедиции на Сицилию он неудачно воевал с африканцами, так что Карфагену пришлось заплатить последним дань. Хотя Геродот и Диодор говорят о доблести и заслугах Гамилькара (не рассказывая впрочем о них конркетно), тем не менее сообщения о нём Юстина не дают оснований к причислению Гамилькара к великим полководцам. Вероятно, он просто унаследовал власть от отца, но в действительности, воевал очевидно неудачно. Геродот вообще говорит, что во время битвы Гамилькар занимался жертвоприношениями:

Сами карфагеняне, впрочем, утверждают (и это правдоподобно), что сражались варвары с эллинами в Сикелии от зари до позднего вечера (столь долго, говорят, продолжалась битва). Амилка же в это время оставался в стане и приносил жертвы за благоприятный исход битвы (он возлагал при этом на костер для сожжения целые туши животных). Увидев, однако, бегство своих воинов (он как раз тогда окроплял жертвы), Амилка ринулся в огонь. Так‑то он, предав себя пламени, погиб. Амилке же — погиб ли он так, как рассказывают финикияне, или иначе — они не только приносят жертвы, но и воздвигли памятники во всех городах своих поселений, и наибольший — в самом Карфагене[3].

Что касается действий греческого флота, то о нём нечего не говорится, очевидно, что он был слишком слаб, чтобы противостоять карфагенянам.

Сила карфагенян на море, вероятно сохранилась и после разгрома Гамилькара, о чём свидетельствует тот факт, что греки не попытались перенести войну в Африку.

Что касается численности карфагенской армии, она вызывает скепсис многих современных историков, полагающих, что цифры сконструированы по данным о составе персидского войска, вторгшегося в Грецию. Английская Википедия даёт такие оценки, что у карфагенян было около 50 тысяч солдат и 60 кораблей, потери карфагенян они оценивают в 9 тысяч человек. Армию греков Википедия оценивает в 21 тысячу воинов, а потери — в 2 300 человек[4]. Разумеется, эти цифры взяты википедистами с потолка и научного значения не имеют.

Между тем, и Диодор и Геродот говорят о 300 тысячах солдат карфагенской армии, что можно считать подтверждением двух источников, причём и Геродот и Диодор считаются наиболее серьёзными историками древности.

Что касается о якобы копирования цифр персов и карфагенян эта версия неубедительна: Геродот говорит, что армия персов вторгнувшаяся в Грецию насчитывала 1 700 000 пехотинцев и 80 000 всадников, а флот состоял из 1207 триер. Эти цифры не кажутся идентичными с численностью карфагенян (300 000 солдат, 200 военных кораблей, 3000 грузовых кораблей).

Кроме того, Геродот упоминает среди армии персов финикийцев и другие народы Персии, а среди карфагенской армии он говорит о жителях Западного Средиземноморья. Эти данные очевидно не были скопированы друг с друга.

Источники[править]

 
Морские операции войны Карфагена с Гелоном относится к Греко-Карфагенским войнам
Войны

С фокейцамис Массалиейс Пентафломс ДориэемКарфагено-киренская войнас Гелономс Гиероном IВторжение на Сицилию (431)с Диокломс Гермократомс Акрагантом (1)с ДионисиемЗахват Гиппонияс Тимолеономс Александром МакедонскимУчастие Карфагена в междоусобице в Сиракузахс Агафокломс Акрагантом (2)с Гикетомс ПирромВойна Карфагена и Сиракуз с МессенойВойна с Сагунтом

Битвы на суше

Гимера (1)ЭгестаГимера (2)Осада СелинунтаГимера (3)Осада АкрагантаОсада МотияКабалаКронииКримиссаГелеМегалепольБелый ТунисТунетНеапольГадруметТапсТунис (1)Холм зуфоновТунис (2)ТериасЛилибейСагунт

Битвы на море

АлалияАртемисияМорской бой у Эрикс (1)АкрагантМотия 1Мотия 2Битва при СицилииКатанаМорской бой при СиракузахБитва при СиракузахЭрикс (2)ЛатомияМегараМорской бой Агафокла с карфагенянамиМорской поход Агафокла в АфрикуМессинский проливОсада Тарента

Карфагенские полководцы

МалхМагон IГамилькар IГимилькон IГаннибал МагонидГимилькон IIМагон IIГимилькон бен МагонГаннон Великий IМильтиадМагонГасдрубалГамилькар КримисскийГамилькар ГаннонидГисгон ГаннонидГамилькар ГаннонидГисгон бен ГамилькарБомилькар IГаннон IДейнократКлинонГаннон IIГимилькон IIIАртабазМагонФиленыГаннон МессанскийГаннибал БаркаМагарбал

Греческие полководцы

ПентафлДориейДионисий ФокейскийГелонФеронГиерон IДиоклГермократДионисий СтаршийТимолеонтАгафоклАрхагатОфеллаПиррГиерон II

Прочее

Погром финикийцев в СиракузахУчастие финикийцев в Греко-персидских войнах